У меня складывается впечатление, что советских лётчиков и прочих героев Великой Отечественной, редко вспоминают, в принципе. Однако все же встречаются упоминания Кожедуба, Покрышкина.
«Открою тайну»: есть лётчики, которые ни в чем не уступают упомянутым. Но они почти забыты. Нужно восстанавливать справедливость.
Кто такой ас
Раз уж я употребила это слово в начале статьи, то нужно с ним определиться. Кого можно называть асом, а кого – нет.
На самом деле, никаких четких критериев никогда не было. И это, в принципе, объяснимо. Государством предусматривалось награждение отличившихся летчиков, присвоение звания Героя Советского Союза.
А статус «ас» был всегда неформальным, как и немецкое «эксперт».
В начале Великой Отечественной и вовсе никто особо за статистикой не следил. Некогда было. Требовалось поскорее выбить врага со своих территорий… Или даже не так. Требовалось побыстрее адаптироваться к условиям войны, научиться эффективно действовать против врага, уберечь личный состав и так далее.
Это только в 1942 году вышел приказ № 0685, где было закреплено понятие «боевой вылет».
Историк Андрей Союстов предлагает считать асами тех летчиков, которые в годы Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза.
А Золотую Звезду давали тем, кто сбил лично, как минимум, 10 самолетов противника.
Это тоже условные критерии. Впрочем, я готова принимать их во внимание. Действительно, если летчик сбил 10 самолетов или даже в одном бою сделал что-то такое, что было достойно звания Героя, то этого летчика нужно именовать асом.
Просто представьте: один лётчик уничтожил 10 боевых машин врага. Это дорогого стоит.
При таких условиях 100 летчиков уничтожили бы 1000 самолетов противника. Преимущество 1 к 10 – оно очень хорошее.
К фамилиям
Нужно переходить к конкретным фамилиям. И от Кожедуба с Покрышкиным мы, конечно, не уйдем.
Чтобы не складывалось ложного впечатления, поясню: я ни в коем случае не хочу принижать успехи упомянутых. Я им безмерно благодарна за их подвиги. Но обязательно нужно вспомнить про других.
Отталкиваться будем от достижений Покрышкина и Кожедуба. Первый из них совершил 650 боевых вылетов, провел 140 воздушных боёв и добился 59 личных побед. Групповых побед было 6.
У Ивана Кожедуба было 330 боевых вылетов и 64 уничтоженных немецких самолета – лично.
Впечатляющие цифры. Особенно, если иметь в виду, что каждая победа в небе – это именно уничтоженный самолет противника. Уничтоженная боевая единица, которая давала отпор. Немцы, как указывает историк Андрей Союстов, считали иначе, поэтому их асы казались более мастеровитыми. Если гитлеровец уничтожал самолеты, стоящие на земле, то он их записывал на свой счет. Это были личные победы.
Воевать с самолетом, который находится на земле, без летчика, как вы понимаете, легко. Хотя это тоже достижения были. Главное, что боевая машина выведена из строя.
Теперь перейдем к тем, кого забыли:
1. Николай Речкалов. Дважды Герой Советского Союза. 450 боевых вылетов – больше, чем у Кожедуба. И 65 побед. Однако считается, что 4 победы Речкалов завоевал в составе группы. Но тут вопросы к системе подсчетов. Ведь не до этого было. Каждый раз нужно было, чтобы победу подтвердило какое-то третье лицо.
Вот и выходило: лётчик сбил самолет, никто этого не видел, значит, события не было.
2. Алексей Решетов. Его немцы прозвали «Сталинским дьяволом». И не зря. Решетов совершил 821 боевой вылет, участвовал в 127 воздушных боях, на его личном счету 22 вражеских самолета и 10 побед в составе группы.
Если честно, то как-то странно выглядят цифры. Если лётчик поднимался в небо 821 раз, то почему же так мало сбитых самолетов врага? Мало, по сравнению с другими. Думается, что Решетову многое не засчитали. Золотую Звезду Героя Советского Союза лётчик получил.
3. Андрей Кулагин. С ним история еще интереснее. Кулагина представили в своё время к званию Героя Советского Союза. Но документы долго пылились в каких-то кабинетах. И всё же справедливость восторжествовала. На счету Кулагина 762 боевых вылета, 153 воздушных боя и 35 сбитых вражеских самолета.
4. Андрей Баклан – лётчик «восьми полков». Он совершил 722 боевых вылета, принимал участие в 45 воздушных боях и сбил 44 вражеских самолета. То есть, Баклан без сбитого немца только раз обошелся. Его действия в небе были предельно результативными.
Список можно продолжать. Геройских лётчиков у Советского Союза было много. Но проблема остается. И её не решить. Мы не можем точно подсчитать результативность наших Героев.