В Нижегородской области строится здание нового музея, посвященного Сталину. В трехэтажном здании разместится обширная экспозиция, посвященная разным периодам жизни генералиссимуса. И можно предположить, что значительное место в экспозиции займет такая тема как Сталин и деятели культуры.
У многих знаменитых писателей, композиторов, художников были особые отношения со Сталиным - у одних с резкими взлетами, у других с падениями. Благосклонность вождя к тому или иному деятелю культуры приближало их к высшей власти, сулило разные льготы и привилегии.
И известный кинорежиссер Иван Пырьев любил говорить тем, кто попрекал его автомобилем ЗИС и дорогой квартирой:
“Весь наш народ идет в коммунизм. Но в очередь! Так вот, я в начале очереди, а вы в конце!”
Приближение к вождю давало людям искусства мощный административный ресурс. В частности, Сергея Михалкова этот ресурс поставил вне официальной критики - и он мог, не опасаясь насмешек, выдавать откровенную халтуру пропагандистского характера:
"Коммунизм"! Нам это слово
Светит ярче маяка.
"Будь готов! "– "Всегда готовы!"
С нами ленинский ЦК!»
Многие формулировки, правда, приходилось поправлять вслед за изменениями политической конъюнктуры. Такие же поправки поэт умело вносил и в текст государственного гимна, который он менял три раза – за что и получил еще в советские времена прозвище "заслуженный гимнюк СССР".
И один из самых ярких примеров благосклонности вождя и резкого карьерного взлета - это история Василия Лебедева-Кумача. В союзе писателей с завистью говорили о квартире поэта, о его даче и трех автомобилях.
И кто-то решил обыграть знаменитый марш Лебедева-Кумача "Нам песня строить и жить помогает" из фильма "Веселые ребята". На воротах дачи поэта неизвестные написали:
"МНЕ песня строить и жить помогает!"
Ну а Лебедев-Кумач успешно продолжал свою карьеру, сочетая творчество и политическую деятельность. И из него получился весьма интересный депутат Верховного Совета – поэт приобрел привычку на каждом заседании читать длинные речи в стихах:
«Товарищи депутаты Верховного Совета!
Пускай моя мысль не удивляет вас:
Задача выполнения народного бюджета
Связана с задачей воспитания масс».
Но деятели культуры, быстро поднявшиеся на вершину по капризу Сталина, так же быстро могли и все потерять - в один момент. Лебедеву-Кумачу повезло, его не тронули - но многие другие стали жертвами репрессий.
Например, в лагерь был отправлен известный поэт Ярослав Смеляков, а два его близких друга - поэты Павел Васильев и Борис Корнилов - были расстреляны. Известный пианист, композитор, профессор консерватории Николай Жиляев был расстрелян в 1938 году по так называемому «делу Тухачевского». И многих репрессированных мастеров культуры отправляли по одному и тому же адресу - на Соловки.
Соловки, возможно, были самым крупным из лагерей в огромном хозяйстве под названием ГУЛаг. Через Соловецкие лагеря и их филиалы на материке - на территории от Петербурга до Норильска - прошло более миллиона заключенных.
В документах Соловки фигурировали как СЛОН – «Соловетский лагерь особого назначения». В частности, именно так определялялось место службы в документах надзирателей.
У тюремщиков на Соловках были в ходу и много других сокращений – для лагерного распорядка, для разных категорий заключенных. Например АИР – «агент иностранной разведки» – или ВРИДЛО - «временно исполняющий должность лошади». Таких заключенных впрягали в телегу и заставляли тащить ее. А в кабинете у начальника лагеря висел плакат, который позже в разных вариантах широко тиражировался в различных детективных романах, фильмах и на плакатах:
«Если у вас еще нет судимости, то это не ваша заслуга, а наша недоработка».