Ожидала, что это байопик об одной из крупнейших фигур английской литературы. Помню, как о ее романах, напечатанных в СССР в конце 70-х, начитанные интеллектуалы говорили: «Там такоооое…» И закатывали глаза. Но я начала знакомиться с Айрис Мердок уже в 90-е, когда «таким», под которым имелись в виду эротизм и бисексуальность в литературе — уже было не удивить. В общем, начиная смотреть фильм «Айрис» (2001) режиссера Ричарда Эйра, я ожидала увидеть биографический фильм о смелой и даже скандальной для своего времени потрясательнице устоев. А увидела грустную историю старения, приправленную лирическими воспоминаниями. Этот прием задан еще в прологе — плывут под водой навстречу друг другу молодые женщина и мужчина, вода их кружит, сталкивает, толщи воды накатывают одна на другую. И в следующий миг мы видим пловцов пожилыми, и их руки снова встречаются. Весь фильм так и будет — открывает дверь пожилой герой (или героиня) в нашем времени, а попадает в свою молодость. Или наоборот. Сначала эт
Писатели в кино. «Айрис»: грустное кино о переходе из мира слов в тишину
26 сентября 202326 сен 2023
790
3 мин