Сначала обратимся к предположениям историков и краеведов о происхождении слова «тербуны». У историков существует две версии.
1. Село (Вторые)Тербуны назвали по родниковой речушке Тербунчик, берущей начало от леса и впадающей в р. Кобылья Снова.
2. Версия историка Голубева. (Вторые)Тербуны основали смоленцы и дали название по своему промыслу – выращивать и обрабатывать лен, то есть «теребить».
А есть ли другие версии? Посмотрим, что расскажет Википедия о Вторых Тербунах.
Википедия содержит версию Голубева – ведь она официально признана в 2004 году, но в тоже время напрочь ее опровергает. Оказывается, смоленцы во (Вторых) Тербунах вообще не жили, так как земли были уже заняты. Смоленцам выделили участок в 10 км северо-западнее Вторых Тербунов, где большая их часть основала село Голопузовку, ныне Хутор-Березовку, а некоторые семьи осели в селе Бурдино. Указ Екатерины Второй на переселение – это 18-й век, а о тербунцах упоминается раньше. Например, в 1664 году тербунцы искали клады в верховье реки Ведуги в Землянском уезде. Об этом пишет историк В. П. Загоровский. Станция Тербуны появилась в 1897 году. Одноимённый посёлок при ней стал п.г.т. Тербуны, центром Тербунского района. Для отличия прежнее село стали называть Вторыми Тербунами.
Объяснять происхождение названий мест проживания людей по речкам и промыслу является у историков и краеведов обычным явлением. Версия Голубева не верна, а первая также не состоятельна. Реки сами собой не называются, название им дают проживающие возле них люди.
Таким образом, почему село названо словом "Тербуны", неизвестно.
В истории села было такое событие, когда его хотели переименовать на "Красное". Об этом шел разговор на уроках истории и мы, ученики, ждали, когда мы будем жить в «другом» селе. Разговор шел после того, как отработал карьер на реке Кобылья Снова. Все началось в 1957 году. Сначала приехали московские геологи с буровой установкой, к ним присоединились гидрогеологи, затем появилась военная автоколонна. Камни взрывали и вывозили по низине вдоль склона, по дну оврага до поворота на сельскую улицу. Сейчас можно видеть здесь болото вместо прозрачной Кобыльей Сновы. Дорогу по селу разбили, машины с камнями тащили тракторами, по глинистому чернозему, по селу и полевой дороге более 20 км к ж.д. На дороге образовались глубокие канавы, машины буксовали, а мальчишки сбегались и звонко комментировали процесс. Запомнилась женщина – шофер, в военной форме с медалями, которая хорошо играла на аккордеоне, выступала в клубе 7 ноября. Мы впервые увидели аккордеон и услышали со сцены, как он может звучать. Военные пробыли полтора сезона, так как взрывать вскоре стало нечего. Они оставили генератор и в нескольких домах появился электрический свет. В эти годы люди в селах жили с керосиновой лампой.
Поищем слова в истории, схожие со словом "тербуны".
В «Слове о полку Игореве» (1187 г) изображен князь Всеволод, по прозвищу Буй-Тур или Яр-Тур, младши брат князя Игоря. Выражение «буй» обозначало у славян не только «неистовый», «гордый», а слово «яр» – «ярый», «неукротимый», но и высшую степень проявления таких качеств. Князю было дано такое прозвище за его могучую силу воина, храбрость и удаль.
Итак, произнесите быстро словосочетание "Тура Белого (Буйного) Мы (Они)", и услышите слова - Тур-бе-ны - Тур-бу-ны, которые со временем стали Тер-бу-нами.
Такая аналогия не случайна, она подтверждена артефактами. Тербунские песчаники - не простые валуны. Это рукотворные камни с изображениями и надписями. Оказывается, камни образуют Святилище, с мемориальными комплексами погибшим воинам, нашим предкам, у которых Тур и Конь были тотемами.
Эти мемориалы посвящены Святым Героям славянского божественного пантеона - Буй-Турам или Белым Турам, Воинам высокой доблести и Силы Духа. На приведенной ниже фотографии мы видим такого «неистового, гордого ярого» и доброго. Этот образ вызывает у меня ощущение песни, звучащей на очень высокой ноте о торжестве Светлого будущего. На высоком шлеме Воина изображены портреты его боевых товарищей. Поверхность памятника сплошь состоит из надписей, которые вместе с разной окраской имеют священный рунический смысл.
Наши предки всячески сохраняли память о ведическом прошлом. Они сочиняли сказки, окутывали мифами культовые камни, называли их по-своему, придумывали для них легенды, собирались возле них на Троицу.
В настоящее время стало распространенной «слепой болезнью» тенденция стаскивать культовые камни на клумбы, в скверы, на улицы поселков и городов и в свои усадьбы. Однако, при разорении древних святилищ затрагиваются очень мощные силы Земли и Космоса, которые впоследствии окажут негативное влияние на людей, которые "тащили" и общество, которое не возмущалось.
В чем сакральность Тура и Коня?
Тур — многозначное слово: Тур (лат. Bos primigenius) — истреблённый человеком дикий бык, прародитель современного крупного рогатого скота. Туры — подрод парнокопытных животных рода горных козлов. Тур — хворостяная корзина, набиваемая землёй, для защиты от пуль и ядер неприятеля в полевом укреплении. Тур — род в составе башкирского племени гайна. Тур — имя. Тур – фамилия. Тур – топоним, названия стран, городов, сел, рек по всему миру. Турция, Туран, Тура и т.д. Тур (ивр. טור, «ряд») — краткое название кодекса «Арбаа турим», лежащего в основе еврейского законодательного сборника «Шулхан арух». Тур — укреплённая башня, фортификационное сооружение в крепостной стене или замке. Тур — то же, что и пируэт, поворот вокруг себя в классическом танце. Тур (гурий, каирн) — курган, искусственное сооружение в виде груды камней обычно конической формы. Используется в археологии также для обозначения каменных курганов, каменного ядра в земляных курганах, засыпки камнями дольмена, как памятники, как могильные камни. Как камни - Туры для астрономических целей и ориентиров. Тур - турне - организованная поездка с посещением различных мест и возвращением в исходный пункт.
У славян, как и у многих народов Земли, Тур с древних времен был культом солнечного божества. Рога Тура символизируют солнечные лучи, их покрывали золотом. Согласно поверьям, на одном златом роге Тур несет Свет, на другом – Тьму. Тур отвечает за сохранение равновесия между ними. https://history.wikireading.ru/405818
Ареал распространение бога Тура: от Сибири до Франции, от Азии до Скандинавии.
В Болгарии Тура называют Торку, у румын он фигурирует под именем Турка, у этруссков – Турмса (Тур-мужа), у хеттов – Тарку/Тарху, кельтов – Тараниса, у ассирийцев — towra, у скандинавов – Тора. У румын он фигурировал в святочных маскарадах под именем Турка, у этрусков – Турмса (Тур-мужа), у армян – Тарку, кельтов – Тараниса. (Этруски знали также и женскую параллель Тура – Турану). http://tatur.su/history/tur-kak-solnechnoe-bozhestvo-nashih-predkov/.
Тербунские песчаники. Тур с ликом богини Мары и словом ЯР.
Неотъемлемой частью ведической культуры составляло искусство создания геоглифов, которые содержащали исторические и социальные сведения о географическом месте. У села Вторые Тербуны и Святилища геоглифы тоже есть.
Так, по северному краю леса, возле посадок, изображены Преклоненный Тур и печальный Конь. Конь светлого цвета, из берез. Тур темного, из дубов. Деревья передают контуры Улыбок, надписей, знаков, Ликов. Дубовый лес является Священной рощей Святилища со своими тайнами.
Село расположено среди Туров. Большой Тур занимает место справа, на южной стороне. С западной стороны находятся Кувшин, профили Жриц и жрецов, Туры поменьше и Кони.
Конь - посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье.
Тербунские Песчаники. Скорбящий Конь.
Конь считается своеобразным заместителем Космического, или Небесного Огня. Такой огонь нисходит на землю, приносит ей весточку от богов, и снова стремится уйти на свою космическую родину. Когда люди смотрели на бушующее пламя, им казалось, что это табун огненногривых коней спешит быстрее умчаться с земли на небо, растаптывая всё то, что мешает ему это сделать.
Тербунские песчаники. Огнедышащий Конь.
Коню на Руси приписывались вещие качества. Богатырь влезал в одно конское ушко, а из другого вылезал уже другим человеком. Более сильным, более мудрым.
По мнению славян, изображения коньков оберегали жилище от темных сил и злых духов. Коньками украшали избы, делали амулеты с изображением конской головы или подковы, которые считались могучим оберегом.
В геральдической символике конь сочетает свойства сразу нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы. Троянский конь — символ коварства.
Ареал распространения – везде, где есть условия для его существования.
Почему речка возле села Вторые Тербуны называется Кобыльей Сновой, никто не знает. Слово "Кобылья" - слово понятное, а какое отношение имеет слово "Снова" к реке?
Ассоциации к слову «снова»: рецидив, очередной, возвращение, перестраивать, возрождение, восстановление, основание, повторение, пересмотр, попытка, основа, основательность, основатель, обновление. Синонимы к слову "снова": вновь, затем,заново, сначала, сызнова, наново, повторно, вдругорядь, паки.
Перевожу значения этих слов в один смысл. Получается… ВОДА! Именно ей присущи перечисленные выше качества.
Рассмотрим водный бассейн реки Снова.
Снова́ — крупная река в Долгоруковском и Задонском районах Липецкой области. Правый приток Дона. Длина 74 км, площадь водосборного бассейна 1770 км².Исток имеет начало в 5 км южнее села Долгоруково, у деревни Харламовка. В Дон впадает южнее села Ксизово.
Притоки (км от устья): · 25 км: река Кобылья Снова (пр), · 35 км: река Ломовечин (пр),· 47 км: ручей Поповка (лв),· 50 км: ручей Лух (пр).
Кобы́лья Снова́ — приток Сновы. Протекает по Тербунскому и Задонскому районам Липецой области и Воронежской области. Длина 56 км, площадь водосборного бассейна — 1230 км². Долина реки - памятник природы. Притоки (км от устья) - 14 км река Таволжан (лв) 37 км река Голая Снова (пр).
Если из с. Харламовка сделать окружность примерно 20 км, получится, что на этой территории берут начало 11 рек. 5 – относятся к бассейну реки Олым и 6 формируют воды реки Снова. Реки К.Снова и Ломовечин берут начало в одном месте, с разных сторон села Дуброво, между их истоками всего 2 км. Таким образом, мы видим, что рассматриваемая территория богата ВОДОЙ. В переносном значении смысл названия РЕКИ Снова символирует основу биологической жизни и постоянное ее обновление. Возле села Долгоруково имеется геоглиф львицы. Геоглиф находится севернее р.ц. Долгоруково. Исток Сновы расположен на 4 км южнее синего знака ж.д. остановки.
Львица охраняет свою родовую территорию: воду и родники. Лев является зооморфной ипостасью бога Рода. Здесь изображена львица со знаками Макоши - квадратным ртом и дугой на ягодице. То есть, данная территория была обжита давно людьми Аркторуси и относилась к Руси Рода.
Вода - неисчерпаемая сокровищница бесценной информации. Вода запоминает свойства подземных составляющих – глин, песка, камней, кристаллов, их частоту, резонансность, волновые характеристики, электромагнитные колебания.
Круговорот воды в природе, о котором рассказывают, не отражает настоящих процессов. Прежде всего, он связан с космическим эфиром и земным, геоэфиром. Входящие потоки космического эфира порождают антициклоны, а выходящие из земли потоки геоэфира - циклоны. Такое эфирное дыхание Земли образует воду и все другие вещества. То есть, создается "круговорот" энергии-вещества между Землей и Космосом. https://www.youtube.com/watch?v=h5retNRjQPc
Истоки рек связаны с местами эфирного "дыхания Земли" и подземными озерами, где вода собирается. И потому считаются в ведической культуре священными. А в мифах многих народов вода является кровью Земли, которой управляют Духи Земли и Небес.
Река соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. С одной стороны, она означает плодородие, движение и очищение, а с другой — препятствие, опасность, связанную с потопом, наводнением.
В бассейне реки Кобылья Снова есть геоглифы нескольких Коней. На снимке 8 красной линией отмечена река Кобылья Снова. Русло объединяет синих коней, красного дракона, изюбря у истока реки, и Тура над красной Улыбкой.
Коней мы видим печальных. Внутри Улыбки изображен самолет с драконьим носом на территории села Вислая Поляна. То есть, "поляны", над которой "зависали" летательные аппараты. Рядом находятся другие села - Поляны: Большая, Малиновая, Красная. Самолеты - виманы в виде крылатых драконов "рисовались" мастерами Руси Рюрика с 9 по 12 века. Такими геоглифами отмечались кладбища воинов Рюрика. Внутри села есть надпись Храм Мары Яра (Рюрика). Конные войска относились к храмам Мары Яра. Таким образом, река Кобылья Снова является памятником конной армии Рюрика, Священным Храмом наших предков.
Священное место, святилище (Википедия):
Святи́лище — храм или священное место, посвящённое определенному божеству, святому, предку, духу, герою, демону или подобному образу, который почитают или которому поклоняются (древнее значение).
Святилище - место проведения религиозных обрядов. Во многих религиях считается местом пребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых. В святилищах часто устанавливаются реликвии или другие подобные предметы, связанные с почитаемой фигурой.
Святилища встречаются во многих мировых религиях, включая христианство, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство, синтоизм, местные филиппинские религии и асатру. Также известны светские нерелигиозные святилища, такие как военный мемориал Вечный огонь. Святилища можно найти в различных местах, таких как церкви, храмы, кладбища, музеи или жилые дома. Переносные святилища также встречаются в некоторых культурах.
Группы камней, которые встречаются на охраняемых и неохраняемых территориях, в настоящее время не разделяются на простые камни и культовые или рукотворные. Все камни являются сырьем. Камни бассейна реки Дон не притащены ледником. Валдайское оледенение проходило севернее Смоленска.
Культовые камни как Храмы расположены возле многих сел, как правило, в "пешей доступности". Их можно встретить возле рек, в оврагах, на возвышенностях. Храмовыми комплексами являются, например, известные Галичья Гора, "скалы" рек Воргол, Пальна.
Тербунские песчаники.
Установочные сведения. Действующий памятник природы регионального значения с 15.07.1993 г. Общая площадь 50,2 га. Особо охраняемая природная территория, создана для сохранения геологического обнажения, где вскрыты кварцевые песчаники сеноманского возраста (97,5 млн.лет назад). ООПТ имеет важное научное, ландшафтное, геологическое и промышленное значение.
В Т.П. находится ведическое Святилище из культовых камней, которые сделаны из такого кварцевого песчаника сеноманского времени.
Кварц – общее название одной из самых распространенных в Земной коре группы минералов (12%). В нашем случае наличие кварца позволяет: хранить информацию, которая записана в камнях; передавать ее окружающему пространству и воде; корректировать вибрации окружающего пространства и электромагнитный фон; помогать человеку войти в резонанс и настроиться на гармонию с собой и природой; получать и передавать информацию на расстоянии.
Культовые камни Т.П. можно разделить на четыре части. Первая – это валуны вокруг зоны карьера. Здесь остались военные Храмы - мемориалы. В правом овраге расположен жреческий Храм с изображением богов. В левом овраге находится Храм для общения с умершими. И четвертая часть – это военные Храмы и отдельные культовые камни, расположенные на склоне от карьера до трассы.
Возле Т.П. в настоящее время существует большой водоем, состоящий из двух прудов. До 1957 года речку Кобылья Снова переходили вброд на всем ее русле. Возле искусственного каменного выступа, который называется старой плотиной, был небольшой, но глубокий пруд. Речка была мелкой и чистой. Выше пруда был переход на колхозную ветряную мельницу, которая находилась на возвышенности (кургане) левого берега реки.
В 1957 году заработал карьер, грунт высыпали на старую плотину и в овраг ниже нее. Выступ увеличился по ширине и длине, водоем расширился и удлинился до 1 км. С 1969 года стали прокладывать трассу, появились дорожная плотина и придорожный пруд, прежняя площадь воды увеличилась в два раза.
Водоем возле Тербунских песчаников.
Старая плотина - это не плотина в прямом смысле. Это древний каменный искусственный выступ, на котором и расположены ведические военные памятники.
Выступ меняет направление русла реки. Изменение русел рек под углом до 90 градусов является обязательным правилом обустройства Святилищ, потому что энергия потока воды усиливает и поддерживает энергию Святилища во времени.
Место выступа, место "упора" течения реки:
Над всем комплексом, включая карьер и лес, энергетический поток закручивается против часовой стрелки, если смотреть сверху. Энергопоток начинается от берегового угла снимка 13, идет в правый овраг, если стоять лицом к лесу - снимки 14, 15, проходит по лесу и выходит по левому оврагу с Храмом - дольменом, снимки 16, 17.
В центре открытого Храма правого оврага есть зарубки на камнях, которые показывают направление энергопотока.
Вид на пруд из левого оврага.
Храм Мары как "дольмен".
Контур проема в форме буквы М также обозначает Храм Мары. Нижняя часть символической пробки имеет образ языка дракона. Такие языки изображены на драконах пещеры реки Дон, возле Лебедяни. Драконы здесь являются Хранителями Знаний и подземного мира.
Если проверить направления линий на культовых камнях по сторонам света, то направление на север не везде соблюдается.
Это жреческий камень, место Жреца.
На склоне, среди военных Храмов. Линия вырезанного прямого угла отклонена от полюса на запад.
Для изготовления ведических памятников Тербунского Святилища надо было проделать большой объем работы. Эта работа требует, в переводе на современный язык, экономических затрат, в том числе дани с населения, наличия штата художников, каменотесов, подсобных рабочих, организации строительных работ, инженерного расчета, наличия мастерских, инструментов, источников энергии, источников сырья, транспорта, мест для проживания людей, источников питания. Таким образом, "Святилище - это уже социальный институт с вытекающими отсюда последствиями "(В.А.Чудинов). Этот социальный институт, существовавший длительное время в ведическом прошлом, и "основал" село с первоначальным названием Тербуны.