Прогулка по «Южному городу» продолжается. Симпатии определились: «Южный город» мне нравится больше, чем «Кошелев»
Ю.П: Обоснуй. «Нравится» — не аргумент.
Автор: Помимо уже сказанного мне нравится, что вдоль Николаевского проспекта протянулась огромная прогулочно-игровая зона для детей и взрослых под все сезоны. Местные даже называют это пространство «Арбатом».
Нравится, что в домах определённых серий (9 и 12 этажей) все первые этажи отданы под всякие полезные объекты: от опорного пункта полиции до студии штор. Кстати, соображают ребята: в новостройках шторы всем нужны.
Нравится выбор серий домов под застройку: разные, но красивые. Потому что рядом, в одном квартале. Не убивает штампованное однообразие. Как в… Ну, вы поняли.
И ещё знаете, я заметил, — здесь много всяких таких мелочей, которые делают жизнь уютней, культурней.
Наверное, это чувствую не только я, здесь и машины другие…
Ю.П: Не понял.
Автор: Мне кажется, что в «Южном» гораздо больше более новых и дорогих машин. Кажется…
Ю.П: Намёк теперь понял. Говорящая деталь. Это про социальный портрет обитателей.
А я вот обратил внимание, что здесь через каждые 3-5 минут разъезжают бесплатные автобусы «Амбар» и приглашение: «Едем за покупками». Хотя вроде «Пятёрочек», «Магнитов» и здесь хватает.
Автор: А чего же не съездить, если не нравится курьерская доставка. «Торговля — двигатель прогресса». Вы же из «Амбара» всё равно с полными пакетами вернётесь.
Ю.П: А храм понравился?
Автор: Да. Очень серьёзное сооружение. Не на скорую руку, лишь бы приткнуть…
Ю.П: Храм Николая Чудотворца. Постоим у дверей. Слышишь, как красиво поют?
Автор: Это заутреня?
Ю.П: Нет, дружок, это уже обедня. Церковь живёт по крестьянскому графику. Встают рано.
Автор: Архитектура у него какая-то особенная. Как называется этот стиль?
Ю.П: «Стиль» называется «салат»: тут тебе и «пятиглавие» и шатровая колокольня и много чего. Но получилось хорошо. Мои предки говорили: «Бог не в бревнах, а в ребрах…». То есть, облик храма — это важно, но важнее то, что в воскресное утро, по городским мерка, — раннее, — храм полон людей. Это очень хороший признак.
Автор: А это знаменитая на всю страну школа «Южного города». В этом году в ней открыли уже 3-ий корпус ещё на 1500 мест. Говорят, для обозначения первых классов не хватает букв алфавита.
Ю.П: Это же здорово! Вспоминаю, как в сентябре 2017-го, здесь, в этой школе проводили очередную «Школу редакторов». Была такая форма повышения квалификации для руководителей СМИ области, разных «пи-ар» и пресс-служб. Ходили — эти бывалые, повидавшие жизнь дяди и тёти по школе с широко открытыми ртами и глазами. Наконец, одна дама-редактор не выдержала: «Брошу работу свою престижную. Коттедж, усадьбу продам, перееду в «Южный город». Буду хоть подъезды здесь мыть… Но лишь бы дети мои учились в этой школе!». Истово так сказала. От души. Все аж завздыхали.
А вот мы и опять на Николаевский проспект вышли, площадь круглая с поликлиникой. Я слышал, что её хвалят. Что за памятник?
Автор: Памятник реактивному самолёту-истребителю МИГ-17. Конструкторам, рабочим, лётчикам его создававшим и испытавшим. Инициатива депутата Гос.Думы Александра Хинштейна. Так и написано.
Ю.П: Молодец московский парень, Александр Евсеевич! В глухом дворе заброшенного штаба ПВО на углу Московского и Революционной нашёл рассыпавшийся от старости экземпляр «МИГа», добился реставрации и установки в виде памятника здесь, в «Южном городе».
Место ведь непростое. Именно над этими полями, лугами самарского Заречья совершали свои первые полёты с заводского аэродрома боевые и не боевые самолёты куйбышевских авиастроителей.
И не всегда количество взлётов равнялось количеству посадок…
В одной из самых душевных песен Эдиты Пьехи есть слова: «И надо бы прыгать — не вышел полёт, но рухнет на город пустой самолёт, падёт, не оставив живого следа, и тысячи жизней прервутся тогда…». В песне друзья-пилоты решили: «подальше от города смерть унесём, пускай мы погибнем, но город спасём…».
Такое бывало в небе самарского Заречья не только в песне, но и в жизни. На алее возле заводуправления «Авиакора» есть мемориальная плита, на ней больше двадцати фамилий летчиков-испытателей.
Так что место знаковое. Место памяти. Памяти и силы: МИГ-17 — первый советский реактивный истребитель послевоенной поры. На нём лётчики-асы трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба в клочья разносили хвалёные американские «сейбры» и «летающие крепости» Б-29 в небе над Кореей. Американские «ястребы» перестали орать про атомную бомбардировку СССР. Их президент Трумэн и командующий Макартур поняли: не донесут они свои атомные бомбы до наших городов. «МИГи» не дадут. Кстати, Куйбышев значился как одна из целей ядерной атаки. Не вышло!
Давай постоим минуту. В небе над Кореей в 1952-м погиб мой дядя, старший брат матери. Мать показывала его письма. Реликвия.
Автор: В таких местах приходит понимание, что любые боевые действия – это страшно.
Ю.П: Согласен. Это действительно место памяти и силы. Давай-ка задумаемся: «ИЛ-2» на Московском шоссе, «МИГ-17» — здесь, ракета «Союз» на проспекте Ленина — это же триада славы всей советской эпохи. Именно это, а не кургузые «вожди» на чужих пьедесталах!
Автор: Обещаю прогулку «по памятникам».
Ю.П: Обещаю – присоединюсь.
Автор: А что вы в начале нашей прогулки говорили про «поле зрения», «вне поля зрения»?
Ю.П: Очень кстати: отсюда рукой подать до храма, а у храма и вдоль всей южной пока ещё черты застройки вьётся в кустах и камышах речка Подстепновка. Её немного привели в порядок: берега обложили бетонными плитами, почистили, болота дренажом подсушили, но всё равно, - вид довольно дикий. Это в «поле зрения».
А теперь – «вне поля зрения». Новосёлы «Южного города» упрекают застройщиков: где набережная? Она должна быть. Но её пока нет. Та же картина у «Амграда» с Яицкими озёрами. Большую работу провела компания» с заливными озёрами, с пойменными протоками в процессе застройки «Волгаря». Но, как говорится, конца края не видно. А то ведь все эти болота-озёра славились такими фекальными ароматами. Летом без распиратора — не проживёшь. Духовитая атмосфера, которой добавлял химической вони сосед — НПЗ, были главными проблемами обитателей. Так вот, имеем «в поле зрения» речку без начала и конца — Подстепновку, заливные и не очень протоки Самарки с Яицкими озёрами. Заповедник раков, комаров и прочих летучих-ползучих товарищей. Некоторых, — раков, едим мы, некоторые, — комары, едят нас…
А есть обещанная рекламой мечтательным новосёлам водно-парковая зона с набережными, лодочками, беседками, рощами-кущами, лебедями и всеми чудесами аквакультуры, которые в силах выдержать бюджет. Вот страшное слово произнесено: «бюджет». Чей «бюджет»? Вы ещё про ипподром вспомните, который тоже обещали где-то в этих местах…
Всё это пока «вне поля зрения». И не только перечисленное. Очень красиво рисовали проектировщики лет 20 назад монорельсовый воздушный трамвай из центра и с Безымянки в самарское Заречье. Это, чтобы 4 моста не перегружать.
Автор: Зря иронизируете, Юрий Петрович, может и это не «маниловщина». Самара застраивается-обустраивается на глазах. Уж с высоты ваших «70-ти» должно быть особенно заметно. Вы же сами это придумали: «вне поля зрения» — это пока, — «в уме». Но и в проектах, сметах. Сами говорили, что любое строительство начинается с очень коротких слов: дом, парк, дорога, магазин, стадион. И дальше всё длиннее…
Ю.П: До слов «рекреация», «агломерация», «архитектурно-ландшафтная композиция» и так далее.
Автор: Сами говорили, что всё сразу не бывает. Городские и областные власти найдут, образно говоря, «тумбочку с деньгами». Самарское Заречье «окультурят». Будут и озёра, и изогнутые каналы с катамаранами и водными велосипедами. Всё будет.
Ю.П: Только это «всё» будет стоить не меньше чем сама жилая застройка…
Автор: А что делать? Про «комфортную городскую среду» слышали? Про то, что Самара в ближайшие 20 лет станет «главным перекрестком Евразии», слышали? Уже небоскрёбы строят…
Ю.П: Давайте об этом в следующий раз…
Текст: Иван Ковалев
Фотографии: Иван Ковалев