Сегодня д/р Натальи АРИНБАСАРОВОЙ. Из нашей беседы:
— Ваша первая награда за главную роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель» — приз «Золотой кубок Вольпи» Венецианского кинофестиваля. Помните, как это было?
— Это было яркое впечатление, поэтому все помню.
— А когда работали над лентой, предполагали, что она станет для вас судьбоносной?
— Нет.
Мне было интересно и очень трудно, я волновалась, потому что ничего не умела.
Меня режиссёр всё время ругал.
— Когда говорите «режиссёр», имеете в виду будущего супруга Андрея Сергеевича Кончаловского?
— Кончаловский, да... Он меня никогда не хвалил. А актеров надо хвалить. Тем более начинающих. Я тогда в лепешку бы расшиблась. Я, правда, и так очень старалась. А он меня все время ругал. И даже был момент, когда я разрыдалась и сказала: «Все, я уезжаю! Я вам ваш диплом испорчу. Берите другую девочку». Это была его дипломная картина. Я же не понимала, что у меня договор и я не имею права так поступить. И Андрей страшно испугался, потому что он уже знал мой, такой упертый, характер. Он сказал: «Нет-нет, что ты! Ты все правильно делаешь, ты очень способная. Это я тебя специально ругаю, чтобы ты еще лучше играла!» Ну и продолжал меня ругать.
— А он только вас ругал или у него вообще такое отношение к актерам?
— Ну, если вы помните фильм, то знаете, что там много детей снималось — так вот их он хвалил. И даже давал поносить свои часы. Один мальчик подошел к нему и сказал: «Андрей Сергеевич, дай мне поносить часы насовсем!»
Но меня он никак не поощрял. Хотя я, в общем-то, недалеко от тех детей по возрасту ушла.
— В какой момент вы поняли, что он вас рассматривает не только как перспективную актрису, но и как жену?
— Он поехал в Москву сдавать материал или показывать руководству «Мосфильма», не помню точно…
В общем, уехал на три дня. И я слонялась по этому высокогорному аулу, ходила, переживала. Думаю: «А вдруг он не приедет? Что будет?» Андрей вернулся, и вечером мы с ним встретились на нашем дереве, где всегда сидели и разговаривали. И он мне вдруг говорит: «Ты знаешь, я ехал в троллейбусе, и вдруг мне пришла в голову мысль, что мы можем с тобой пожениться. И я на секунду ослеп!»
— В середине 60-х годов советские люди не особенно за границу выезжали, не то что в Венецию, где вы свой «Золотой кубок Вольпи» получали!
— Ну, перед каждым выездом за границу надо было проходить специальную комиссию на «Мосфильме», потом в горкоме партии, по-моему. Я, не читающая газет, ничего не понимающая в политике, очень волновалась… Один раз я в Болгарию собиралась, и вдруг женщина из комиссии начала мне задавать вопросы. И говорит: «Вы неграмотно выражаетесь». Я отвечаю: «Знаете что? Если я у вас спрошу что-нибудь о балете, вы тоже, наверное, будете неграмотно выражаться». И она замолчала. (В 1964 году Наталия Аринбасарова окончила Академическое хореографическое училище при Большом театре. — Е.Д.)