Найти в Дзене
Опять уехала

Кинотеатр «Аполло» в Батуми: возвращение истории

С точки зрения архитектуры Батуми, пожалуй, самый эклектичный город изо всех, где я была. Здесь высотки уживаются с пышными золочеными фонтанами, мавританские мотивы с грузинскими балкончиками. Утрачено многое, и каждое вернувшееся из небытия здание — на вес золота.

Обновленное здание кинотеатра «Аполло» в Батуми
Обновленное здание кинотеатра «Аполло» в Батуми

В 2005 году восстал из пепла времени исторический кинотеатр «Аполло». Построенное в 1910 году на Мариинском тогда проспекте, а ныне улице Абашидзе, здание воплотило в себе лучшие черты модного тогда модерна. Госпожа Броваль, немка по происхождению, сделала все, чтобы ее электротеатр стал в Батуми самым популярным: в «Аполло» показывали новинки и, как утверждала местная пресса, соблюдался «необходимый для здоровья чистый воздух».

Историческое фото 1910-х гг.
Историческое фото 1910-х гг.

Смотрим афишу в газете «Наш край» от 27 ноября 1919 года. В «Аполло» зрителей ждет «первая в мире трюковая картина, мировой боевик, шедевр Италии». Ну как тут устоять!

«Наш край» от 27 ноября 1919 года, Батум
«Наш край» от 27 ноября 1919 года, Батум

Госпожа Броваль счастлива была не только в бизнесе, но и в личной жизни. В Батуми она познакомилась с имеретинским виноделом по фамилии Схиртладзе, с которым они не только объединили судьбы, но и дела. Появилась фирма «Броваль-Схиртладзе», которая, кстати, не только крутила популярные картины, но и модернизировала технологии показа. Вот такую новость нашла в петербургском журнале «Театр и искусство» от 7 июня 1915 года:

«...Пламя вспыхнувшей пленочной ленты может проникнуть или через дверь в аппаратную комнату, или через наблюдательное оконце, откуда демонстратор наблюдает картину на экран или через отверстие для пропуска световых лучей... Г. Броваль-Схиртладзе изобрел устройство отверстия пропуска лучей и отверстия для работы демонстратора так, что в момент вспышки пленочной ленты они автоматически закрываются».

«Театр и искусство» от 7 июня 1915 года, Петербург
«Театр и искусство» от 7 июня 1915 года, Петербург

Революция в России разрушила счастливую жизнь Броваль-Схиртладзе. Броваль была вынуждена уехать в Германию, забрав троих детей, а вот ее тяжелобольной на тот момент муж покидать родину отказался. Известно, что соседям, приносившим ему еду, в качестве благодарности он предлагал передать «Аполло».

В советские годы кинотеатр менял и названия, и внешность. Он был «Интернационалом», «Иберией». Сейчас «Аполло» в частной собственности: он вернул и свое прежнее имя, и свой исторический облик.

Неузнаваемый «Аполло»
Неузнаваемый «Аполло»