Историй про ночевку в заброшенных деревенских домах море! Немало и рассказов про заброшенные квартиры. В основном, такие квартиры в небезызвестном месте в Припяти, близ Чернобыля. Их рассказывают, пере рассказывают, выдают за свои… Все правильно – интересно же. У меня есть своя история по этой теме, и она вовсе не связана с Чернобылем. Зато она действительно была в моей жизни – это моя история.
Мои читатели знают мою страсть к путешествиям, в особенности к путешествиям пешим. Однако так было не всегда. У меня есть опыт, к сожалению довольно печальный, когда я решил совершить грандиозное путешествие в одиночку на мотоцикле по Средней Азии, по Кавказским республикам, по Украине (в далекое советское время). Как-нибудь я и о нем расскажу. Но сегодня история не об этом. Сегодня история о двухдневном велосипедном путешествии, не очень дальнем, но очень запоминающимся. Предупреждаю, что географических ориентиров давать не буду, дабы не возбуждать нездоровый интерес, который может возникнуть. Скажу только, что это окраины Подмосковья.
Я запланировал поездку в одно очень примечательное место, про которое мне рассказал мой товарищ. Необычность места, вызвавшее мой интерес, не было связано с достопримечательностями, которые привлекают многих. Скорее – наоборот, про место это практически никто не знал. Мой товарищ попал туда не специально. В тех местах протекает речка, в которой рыбы полным-полно (нелюдное место-то), а он рыбак тот еще! Ему про эту речку рассказали другие рыбаки. Что именно он мне поведал, я описывать не буду, прочитав рассказ до конца, все станет понятно.
До места того от моего города довольно далеко. На велосипеде за день добраться можно, а вот вернуться вряд ли получится. Так что предстоял ночлег и именно в этом все дело. Мой товарищ рассказал, что как раз с ночлегом все нормально. Место представляет из себя небольшой посёлочек, давным-давно заброшенный. Издревле люди там никогда не жили. Посёлочек был построен потому, что в этом месте планировалась стройка какого-то промышленного предприятия, он предназначался для его строителей, потом для рабочих этого предприятия. Помимо временных деревянных хозблоков была уже почти полностью построена одна блочная двухэтажка, даже окна успели застеклить, и сделан фундамент второй. Но потом что-то пошло не так… Это и знаменитые события в нашей стране, это и еще что-то, про которое я не знаю – в общем, все работы прекратились, недостроенный посёлочек так и остался недостроенным. Поблизости жилых населенных пунктов не было – двухэтажка странно возвышалась неестественным сооружением почти в чистом поле. Как я уже упоминал, недалеко от нее протекала речка.
Почему я поехал именно туда, да и еще так далеко? Мой товарищ рассказал, что ему довелось провести ночь в одной из квартир этой двухэтажки, и что там происходят очень странные вещи, что он больше никогда туда не поедет.
Само мое велосипедное путешествие было необычным. Мне никак не удавалось ехать спокойно, без приключений. То кошка внезапно выскочит под колеса, то камера спустит… Такое ощущение, что судьба специально меня не пускала к моей цели. Но я не верил тогда в судьбу и упрямо преодолевал невзгоды.
Брошенный дом встретил меня неприветливо. Испортилась погода, накрапывал мелкий дождик, ветер поднялся, сделалось зябко… вечерело. Одноподъездная двухэтажка выглядела довольно неплохо для своего возраста – строение стояло уже несколько лет – даже стекла в некоторых окнах сохранились. Державшаяся на одной верхней петле подъездная дверь была полуоткрыта, вокруг бурьяном все заросло так, что подойти к двери было непросто. Расчистив путь к подъезду, я втащил внутрь велосипед. Сделалось как-то глухо, несветло и нечисто, зато почувствовалась некоторая защищенность – все-таки крыша над головой. Сказать, что помещение никогда не посещалось я бы не смог – следов присутствия людей было множество. Первый этаж был загажен основательно. Я решил осмотреть второй. Оставив велосипед внизу, я поднялся по лестнице без перил. На втором этаже было гораздо чище.
Однако следовало готовиться к ночлегу, так как из-за моих невзгод по пути к этому дому, я потерял много времени. Побродив по второму этажу, я облюбовал одну комнату с уцелевшими стеклами, решил заночевать в ней. Туда же затащил и свой велосипед. К путешествию я хорошо подготовился, взяв с собой надувной матрац, туристическую газовую горелку, воду и продукты. Так что ночлег в защищенном месте предполагался вполне себе приличный.
Приготовив себе простенький ужин, попив чайку, послушав транзистор, я, в высшей степени счастливый, лег спать. Приемник выключать не стал, но звук убавил до неприметного расслабляющего фона. Передавали какой-то джазовый концерт – музыка не мешала.
Среди ночи я внезапно проснулся. Меня разбудили странные звуки. Спросонья я и не сразу определил природу этих звуков. Странность заключалась не в самих звуках, а в том, что они, как бы это лучше объяснить, были двойными. Приемник работал, но передачи кончились, однако радиостанция не выключала несущую частоту, которая гасила шум гетеродина. Сигнал мощной радиостанции был сильным, частота не плыла… Иными словами приемник должен был молчать. А он не молчал! Он издавал ритмичные звуки, похожие на удары. Эти звуки образовывались ритмично пропадающей тишиной несущей частоты и ритмичным же чередованием шума. В самом процессе этого ничего необычного нет, помехи бывают разные, необычное было в другом – звуки из динамика приемника полностью совпадали со звуками, идущими снаружи дома и от стены, у которой я лежал. Как будто кто-то снаружи, не то чтобы стучал, а, как бы, скрежетал чем-то железным, иногда постукивая. На короткое время звуки прекращались, потом возобновлялись снова. Я понял, кто-то снаружи по стене чем-то работает, что-то непонятное делает. Но непонятно было другое – почему мой приемник синхронно повторяет эту работу? Ведь списать на простые электрические помехи такой эффект не получится, откуда взяться такой энергетике, которая способна «перебить» несущую частоту мощной радиостанции?
Я решил выяснить ситуацию. Кое-как я открыл окно – краска облупилась с деревянных рам, они разбухли. За окном шел не совсем слабый дождь – тем более странно, кому приспичило что-то делать в дождь, да и еще ночью? Сначала я крикнул в ночь – кто здесь? Никто не отозвался, но звуки резко прекратились – меня явно услышали. Однако вскоре звуки возникли снова. Я еще что-то кричал, но «работа» с той стороны больше не останавливалась. Я высунулся в окно… но никого не увидел. Вот, прямо в эту стену, в оконный проем которой я выглядывал, прямо сейчас кто-то стучит, а я никого не вижу. И вот тогда я вспомнил своего товарища, и мне сделалось по-настоящему страшно!
Звуки раздавались еще некоторое время, потом все внезапно стихло. Из еще незакрытого окна глухо, очень тихо, и как-то совсем не по уличному, послышался старческий кашель и мною понялась фраза: «Ну, как-то так. Как-то вот так. Ага, ага».
И все стихло. Только проснувшийся приемник передал сигналы точного времени – приближалось утро.
Я больше не спал. Я хотел побыстрее убраться из этого непростого места и молил Бога только обо дном – только бы дождь перестал идти. И он перестал.
Рассвело, хотя солнце еще не встало. Небо полностью очистилось – погода предполагалась отличная. Я не стал ждать восхода, сразу собрался и выбрался наружу. Подъезд дома находился с обратной стороны той комнаты, в которой я ночевал. Я не смог не проверить, что же со стеной, в которую стучали, по которой скребли ночью. Обойдя дом, я глянул на эту стену и обомлел! На ней крупно красовалась выбитая зубилом корявая надпись, которой точно не было до этой ночи, ведь дом я осматривал со всех сторон.
«Не ходи длинной дорогой – жизнь коротка!»
Я посмотрел на бетонную отмостку под надписью. На ней не было ни одной крошки бетона. Старая, давно кем-то сделанная надпись, на стене. Как же она возникла? Или, почему ее не было накануне?
Вернувшись, я рассказал про свое приключение моему товарищу и про надпись на стене. Его реакция была очень странной. Он про надпись помнил, но уверял, что фраза была совершенно иная, и он помнит ее.
«Не ищи легких путей – можешь взять то, что принадлежит не тебе!»
© Сотсков Евгений Анатольевич