Мы живем «во время перемен», «время исторических событий», о которых потом будут писать в учебниках. В такое время все «болячки», какие есть в обществе, обостряются. Вот и банки, судя по выступлениям чиновников Центробанка, пошли в разнос.
Не обманешь – не продашь
Банки (и не только они) уяснили, что обманывать и зарабатывать выгодней, чем строить отношения с клиентом на долгий срок. Можно даже заметить, что если банк заговорил про «клиентоориентированность», значит пошли жалобы на обман в отделениях, и банк, не меняя ничего по существу, пытается «припудрить» ситуацию, заказав «правильные материалы» в СМИ .
В начале года Набиуллина уже рассказывала случаи наглейшего обмана людей в банках, но «Васька слушает, да ест».
Теперь чиновники Центробанка перешли от жалоб на поведение банкиров к «полезным советам».
Я рассказывал об этой удивительной истории – видео посмотрели почти миллион человек, ссылка на него будет в конце статьи, если Вы пропустили.
"Сила есть - ума (НЕ) надо"
Вообще-то Центробанк МОЖЕТ сделать многое, чтобы защитить нас от разнуздавшихся банков: есть требования к оформлению договора кредита и вклада, штрафы, дисквалификация банкира, есть даже право использовать «тайного покупателя», который выведет банк «на чистую воду».
Имея все эти рычаги, довольно крупный чиновник Центробанка - руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута советует нам:
«Делайте аудиозаписи переговоров с продавцом, с менеджером. Это сильно помогает в том, чтобы доказать, что его [клиента] действительно нечестно информировали или что-то навязали. Так что не стесняйтесь, ничего дурного в этом нет. Наоборот, это в пользу человеку». (цитата по ТАСС)
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих?
В Центробанк поступает почти 400 тыс. жалоб в год. При таком количестве обращений можно быстро определять, какой банк обманывает людей с особым цинизмом: пошли жалобы, например, на впаривание страхования вместо вклада (да, такое тоже происходит) – отправляй проверку в банк, поговори с клиентами, оформившими страховку, выясни, что было. Один человек может заблуждаться или обманывать, но, если таких сотни и тысячи?
Вот что мне пишет читатель в комментарии:
«Маму так обманула оператор банка - подсунула страховой договор вместо договора на вклад. Вместо обещанных 9 процентов годовых получили 3. Да, я посмотрела шапку договора, стоит страховой договор. На наши вопросы оператор сделала недовольное лица, сказала, вы же сами подписали. Ладно бы была незнакомый человек, но мы ее много лет знаем. До сих пор неприятно, мерзкое ощущение. Да, мама пенсионерка.».
Мой банк – моя пенсия
На мой взгляд, ситуация, когда «вооруженный до зубов» Центробанк пишет ответы на жалобы и говорит людям вести запись разговора, означает одно – системная борьба с обманом в банках отсутствует. Может, чиновники рассчитывают в будущем на тёплое местечко в некогда поднадзорной организации, уйдя из «конторы»?
Опыт «токсичных стран»
Я знаю, что теперь принято ругать «заграницу» и уверять, что до всего дойдем своим умом. Но посмотрите, как делают в США: жалобы госорган принимает и публикует текст жалобы с указанием названия бака, чтобы предупредить других. Если жалобы повторяются, то госорган подает в суд на банк с требованием выплатить компенсацию пострадавшим гражданам. Это, кстати, сильно отличается от нашей российской практики, когда штраф идет в бюджет, а не пострадавшему.
Дело идет к тому, что скоро чиновники Центробанка будут советовать «не ходите в банк, вот вас и не обманут» или «сами пришли в банк, знали же к кому пришли».
Вывод
Если Вы обращаетесь в банк за кредитом, чтобы оформить вклад или открыть счет, то не верьте ни одному слову банкира. Просмотрите договор (прочитать его в отделении Вы, конечно, не сможете) – за Вас не должны быть проставлены «галочки». Сверьте все суммы и сроки. Не верьте, что услуги, которые Вам навязывает банкир, необходимы. Он обманет и глазом не моргнет – ему главное выполнить план «по впариванию».