«Митя! Митя! Боже, Боже! Ах, какой характер!», — Софья Боткина бежала по мраморной лестнице вслед за мужем и уговаривала его, больного, лечь в постель. Он, в халате, со свечой в руках, перепрыгивал через ступеньку и провожал долгожданных гостей в комнату на втором этаже. Приехала его сестра Мария вместе с мужем, поэтом Афанасием Фетом. Давайте мы тоже поднимемся по лестнице дома Боткиных у Покровских ворот, тем более что его двери открыты для всех.
«Трудно описать радость, которую причинил наш приезд этому милому и радушному человеку», — вспоминал Афанасий Фет. Гостеприимный хозяин Дмитрий Боткин был сыном чайного короля Петра Боткина и братом известного медика Сергея Боткина. Он занимался чайной торговлей и управлял семейной фирмой, но прославился не как предприниматель, а как коллекционер. Дмитрий Боткин дружил с Павлом Третьяковым, помогал ему покупать картины русских художников, но сам собирал европейскую живопись.
Именно он повлиял на вкус Сергея, младшего брата Павла Третьякова. Оба любили полотна французских художников барбизонской школы. Они приходились друг другу свояками — женились на сестрах Софье и Елизавете, дочерях владельца Реутовской мануфактуры Сергея Мазурина. Хорошенькая, как куколка, Елизавета умерла рано, во время родов. Ее муж Сергей Третьяков тяжело переживал трагедию, а через 8 лет влюбился в роковую Елену Матвееву. Она стала не только его второй женой, но и яблоком раздора в семье Третьяковых — об этом рассказываю в своей книге "Потайные двери Москвы".
Любопытно, что на этом родственные связи Боткиных и Третьяковых не заканчиваются. Дочери Павла Третьякова Александра и Мария вышли замуж за братьев Сергея и Александра, племянников Дмитрия Боткина. Так что Третьяковы не раз заглядывали в дом у Покровских ворот, как и другие знаменитые родственники — Щукины. Еще одна сестра Дмитрия Боткина Екатерина была женой фабриканта Ивана Щукина. Их сын, в будущем известный коллекционер Сергей Щукин, вдохновлялся собранием дяди.
Дмитрий Боткин открыл в своем доме картинную галерею, гремевшую на всю Москву. Он умел находить непризнанные шедевры — выбирал картины Камиля Коро, Густава Курбе, Теодора Руссо, которые долго время отвергали на парижских выставках, а потом все-таки приняли, и собрание Дмитрия Боткина выросло в цене в пять раз. Он придерживался принципа: «Задорого купить может каждый, купить дешево — вот настоящее искусство». К сожалению, его коллекция практически исчезла.
Одни картины пропали после революции, другие продали наследники в эмиграции от безысходности. Эрмитажу и Пушкинскому музею досталось несколько полотен. «Не имея никаких денег за границей и бежав из России ни с чем, я принужден был мало-помалу продавать все эти картины и предметы искусства», — вспоминал его сын Сергей. Зато боткинский особняк на Покровке сохранился. Дмитрий купил его в 60-х годах 19 века недалеко от фамильного дома в Петроверигском переулке и записал на жену Софью.
А после пригласил Александра Каминского, зятя братьев Третьяковых, его перестроить и заново отделать интерьеры. Архитектор увеличил высоту дома до трех этажей и оформил фасад в русском стиле — он украсил его нарядными наличниками. Окна первого этажа переделали в советское время, в остальном фасад не изменился. На стенах вдоль мраморной лестницы висели гобелены бабушки Софьи Боткиной. С одной стороны разворачивался сюжет о похищении Прозерпины, а с другой — Юпитер в облике белого быка уносил Европу.
Лестница вела в роскошный танцевальный зал с лепным плафоном и пилястрами, то есть полуколоннами, по бокам. Сейчас его занимает культурный центр "Покровские ворота", где часто проводят концерты, лекции, выставки со свободным входом. Так что дом до сих пор наполняют картины, и в нем царит дух искусства. Вдоль улицы тянулись парадные гостиные — в них теперь находится книжный магазин вместе с кафе "Чайная высота". Да, в доме продают чай, и это еще одно символическое напоминание о Боткиных.
Хозяин дома, чаеторговец и коллекционер Дмитрий Боткин, в 19 веке приглашал всех желающих познакомиться со своей картинной галереей. И спустя 150 лет мы можем зайти в его особняк на бесплатную выставку, а потом выпить чашечку чая. Правда, здорово?