Найти в Дзене
Это не загуглишь. Яна Сорока

Даже не верится, что двери открыты для всех: особняк Боткиных со свободным входом

«Митя! Митя! Боже, Боже! Ах, какой характер!», — Софья Боткина бежала по мраморной лестнице вслед за мужем и уговаривала его, больного, лечь в постель. Он, в халате, со свечой в руках, перепрыгивал через ступеньку и провожал долгожданных гостей в комнату на втором этаже. Приехала его сестра Мария вместе с мужем, поэтом Афанасием Фетом. Давайте мы тоже поднимемся по лестнице дома Боткиных у Покровских ворот, тем более что его двери открыты для всех. «Трудно описать радость, которую причинил наш приезд этому милому и радушному человеку», — вспоминал Афанасий Фет. Гостеприимный хозяин Дмитрий Боткин был сыном чайного короля Петра Боткина и братом известного медика Сергея Боткина. Он занимался чайной торговлей и управлял семейной фирмой, но прославился не как предприниматель, а как коллекционер. Дмитрий Боткин дружил с Павлом Третьяковым, помогал ему покупать картины русских художников, но сам собирал европейскую живопись. Именно он повлиял на вкус Сергея, младшего брата Павла Третьякова.

«Митя! Митя! Боже, Боже! Ах, какой характер!», — Софья Боткина бежала по мраморной лестнице вслед за мужем и уговаривала его, больного, лечь в постель. Он, в халате, со свечой в руках, перепрыгивал через ступеньку и провожал долгожданных гостей в комнату на втором этаже. Приехала его сестра Мария вместе с мужем, поэтом Афанасием Фетом. Давайте мы тоже поднимемся по лестнице дома Боткиных у Покровских ворот, тем более что его двери открыты для всех.

Парадная лестница и зал дома Боткиных. Адрес: Покровка, 27
Парадная лестница и зал дома Боткиных. Адрес: Покровка, 27

«Трудно описать радость, которую причинил наш приезд этому милому и радушному человеку», — вспоминал Афанасий Фет. Гостеприимный хозяин Дмитрий Боткин был сыном чайного короля Петра Боткина и братом известного медика Сергея Боткина. Он занимался чайной торговлей и управлял семейной фирмой, но прославился не как предприниматель, а как коллекционер. Дмитрий Боткин дружил с Павлом Третьяковым, помогал ему покупать картины русских художников, но сам собирал европейскую живопись.

Дмитрий и Софья Боткины
Дмитрий и Софья Боткины

Именно он повлиял на вкус Сергея, младшего брата Павла Третьякова. Оба любили полотна французских художников барбизонской школы. Они приходились друг другу свояками — женились на сестрах Софье и Елизавете, дочерях владельца Реутовской мануфактуры Сергея Мазурина. Хорошенькая, как куколка, Елизавета умерла рано, во время родов. Ее муж Сергей Третьяков тяжело переживал трагедию, а через 8 лет влюбился в роковую Елену Матвееву. Она стала не только его второй женой, но и яблоком раздора в семье Третьяковых — об этом рассказываю в своей книге "Потайные двери Москвы".

Парадные комнаты дома Боткиных у Покровских ворот
Парадные комнаты дома Боткиных у Покровских ворот

Любопытно, что на этом родственные связи Боткиных и Третьяковых не заканчиваются. Дочери Павла Третьякова Александра и Мария вышли замуж за братьев Сергея и Александра, племянников Дмитрия Боткина. Так что Третьяковы не раз заглядывали в дом у Покровских ворот, как и другие знаменитые родственники — Щукины. Еще одна сестра Дмитрия Боткина Екатерина была женой фабриканта Ивана Щукина. Их сын, в будущем известный коллекционер Сергей Щукин, вдохновлялся собранием дяди.

Такие же медальоны с женскими профилями встречаются в гостиной дома Морозовых в Подсосенском переулке, еще одного героя моей книги "Потайные двери Москвы"
Такие же медальоны с женскими профилями встречаются в гостиной дома Морозовых в Подсосенском переулке, еще одного героя моей книги "Потайные двери Москвы"

Дмитрий Боткин открыл в своем доме картинную галерею, гремевшую на всю Москву. Он умел находить непризнанные шедевры — выбирал картины Камиля Коро, Густава Курбе, Теодора Руссо, которые долго время отвергали на парижских выставках, а потом все-таки приняли, и собрание Дмитрия Боткина выросло в цене в пять раз. Он придерживался принципа: «Задорого купить может каждый, купить дешево — вот настоящее искусство». К сожалению, его коллекция практически исчезла.

Картина из собрания Дмитрия Боткина в Пушкинском музее — «Испанский дворик» Мариано Фортуни
Картина из собрания Дмитрия Боткина в Пушкинском музее — «Испанский дворик» Мариано Фортуни

Одни картины пропали после революции, другие продали наследники в эмиграции от безысходности. Эрмитажу и Пушкинскому музею досталось несколько полотен. «Не имея никаких денег за границей и бежав из России ни с чем, я принужден был мало-помалу продавать все эти картины и предметы искусства», — вспоминал его сын Сергей. Зато боткинский особняк на Покровке сохранился. Дмитрий купил его в 60-х годах 19 века недалеко от фамильного дома в Петроверигском переулке и записал на жену Софью.

В картушах, то есть в лепных щитах на потолке, вероятно, переплетались инициалы владельца дома. А может, там повторялся фамильный герб Боткиных
В картушах, то есть в лепных щитах на потолке, вероятно, переплетались инициалы владельца дома. А может, там повторялся фамильный герб Боткиных

А после пригласил Александра Каминского, зятя братьев Третьяковых, его перестроить и заново отделать интерьеры. Архитектор увеличил высоту дома до трех этажей и оформил фасад в русском стиле — он украсил его нарядными наличниками. Окна первого этажа переделали в советское время, в остальном фасад не изменился. На стенах вдоль мраморной лестницы висели гобелены бабушки Софьи Боткиной. С одной стороны разворачивался сюжет о похищении Прозерпины, а с другой — Юпитер в облике белого быка уносил Европу.

Лестница вела в роскошный танцевальный зал с лепным плафоном и пилястрами, то есть полуколоннами, по бокам. Сейчас его занимает культурный центр "Покровские ворота", где часто проводят концерты, лекции, выставки со свободным входом. Так что дом до сих пор наполняют картины, и в нем царит дух искусства. Вдоль улицы тянулись парадные гостиные — в них теперь находится книжный магазин вместе с кафе "Чайная высота". Да, в доме продают чай, и это еще одно символическое напоминание о Боткиных.

Лепной потолок парадной гостиной
Лепной потолок парадной гостиной

Хозяин дома, чаеторговец и коллекционер Дмитрий Боткин, в 19 веке приглашал всех желающих познакомиться со своей картинной галереей. И спустя 150 лет мы можем зайти в его особняк на бесплатную выставку, а потом выпить чашечку чая. Правда, здорово?

Вышли две мои книги о старинных домах в формате путешествий в прошлое, которые подскажут, что посмотреть в Москве: