Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 6,7
- IMDb- 7,2
Жанр: триллер, комедия
Сатира про причуды богатых людей становится новым комедийным поджанром. От невозможности понять того, что у аристократов в голове, начинают удивлять и поражать даже самые абсурдные явления. Конечно, когда финансы позволяют тебе жить, так как хочется, то и требуешь ты максимального удобства и комфорта, но, в большинстве случаев, представители услуг просто выкачивают деньги, выдавая простой и дешёвый товар за исключительный шанс попробовать. Так и поступают герои фильма «Меню», оказавшиеся на острове в самом дорогом ресторане, где готовит легенда среди шефов-поваров Рэйф Файнс.
Лента сразу напоминает «Треугольник печали», где сатира была более глубже за счёт кульминации и смены «ярлыков» значимости, но триллер Марка Майлода показывает, что для людей, которые могут позволить себе всё, угнетение и приказы в их адрес способны показать неизведанные чувства. Среди всей этой богатой мозаики оказывается Анька Тейлор-Джой, которая случайна, непредвиденна для команды поваров, а её партнёр, Николас Холт, ярый поклонник шеф-повара, возвёл себе кумира.
Перед нами раскрывается разная компания, у каждого посетителя свои «скелеты в шкафу», между тем, тщательно запланированное меню следует определённому графику, а Рэйф Файнс словно дирижёр на кухне, философскими речами раскрывает каждое блюдо постепенно. Вот тут начинается особенный саспенс триллера, при этом, «Меню» нельзя причислить к фильмам о еде («Повар на колёсах», «Шеф Адам Джонс», «Пряности и страсти» и т.д.), в нём большего от «Солнцестояния» Ари Астера, когда безумство затуманивает разум, когда простой приём пищи возведён в церемонию и культуру.
Поначалу рассказы о еде, разнообразность подачи и удивление гостей тебя поражают. Каменный остров на тарелке, с одним единственным кусочком рыбы, словно жемчужины; заменители хлеба, сцеженные до жидкой формы. Пока основные гости удивляются и пытаются приятно оценивать подачу и разнообразие, Николас Холт смакует каждую мелочь, восторгаясь всему, что только принесут. Лента постепенно начинает вносить свои коррективы, вошедшие в состав меню, раскрывая о каждом госте тайны.
Задумка вполне себе сносная. Мы погружаемся в компанию троих коллег, которые боятся разоблачения. Узнаём о знакомстве Аньки с богатым посетителем. Раскрываем правду, скрытую за хвастовством киноактёра, исполненного Джоном Легуизамо, чтобы перейти к следующему блюду. Титры делают акцент на каждой поданной еде: название, состав, время и очерёдность подачи, и чем безумнее становится вечер, тем более изощрённее состав блюд. Картина начинает выдавать триллер, чтобы подготовить зрителя к кульминации, при этом, не только раскрывая посетителей за столиками, но и давая им шанс.
Апогеем всего ужина наступает блюдо с тортильей. Признаюсь, это выполнено виртуозно. Тут то мы и срываем маски лжи и притворства, но при этом тебя удивляет, что у гостей отсутствует чувство самосохранения. Тут вопрос не во влиянии и деньгах, а в том, что они оказались на родном поле шеф-повара, который просто выстраивает картину из блюд. Сначала вычурные нотки эстетики, затем горячее, после раскрытие пороков посетителей, чтобы поиграть и подготовить самое главное блюдо их меню.
Мы находимся на стороне Аньки, которая пытается найти во всём этом смысл. Ослеплённый Николас Холт не замечает очевидных вещей, отчего его персонаж выступает как карикатурная марионетка, даже после того, как наступают радикальные меры в процессе поднесения еды. Только-только мы сталкиваемся с внутренним раскрытием, пытаемся понять персонажа, найти мотивы всех его действий, как лента выдаёт жестокий хаос. Вот только раскрытие, которое мы получаем в третьем акте, разочаровывает. Тейлор-Джой позволяет зрителю заглянуть за завесу кухни, отвечает на многие вопросы, но не поясняет основной мотив. Недосказанность, хоть и с красивым приёмом ресторанного критика.
В итоге, к кульминации ты готов. В течение всей подачи меню лента выражала и искреннюю любовь к еде, и обезличивала персонажей, и вводила откровенный триллер, и разыгрывала спектакль с мнимыми нотками свободы, но последнее блюдо стало откровением, которое ты ожидаешь. Можно было обойтись и без действий Аньки, которая, как нам казалось, нашла тайну. Это не оправдывается в конце. Ты ждёшь, когда этот сюжетный ход выстрелит, ожидаешь раскаяние и флэшбэки, но ничего не происходит.
«Меню», безусловно, красивое кино, показывающее расплату за действия и откровение шеф-повара. Оно больше подходит под артхаус Йоргоса Лантимоса, чем под кровавый триллер, вот только с финалом не дотянули. А всё-таки потенциал есть. Необычно, и это круто.