Человек окружён стереотипами с самого рождения. Появился на свет и должен плакать. Если не завопил, то получает по попке. Плохо себя вёл в детском саду – получает по попке. Прогулял урок в школе – получает по попке. Отчислили из института… Меня, конечно, в итоге отправили в академический отпуск, но по попке от мамы словила знатно.
Я ещё в глубоком детстве поняла, что не стоит сильно отклоняться от клишированного поведения. Разобрала в 5 лет пылесос, а назад вернуть прибор в целостность не смогла. Тогда и познакомилась с качественным кожаным ремнем. Позже мы с ним часто встречались. Большинство моих идей постоянно отклонялось этим аксессуаром. Возможно, поэтому и не стала великим изобретателем. Жили бы сейчас колониями на марсе, а не это вот всë.
Мамин кожаный помощник помог осознать, что его не всегда применяют «за дело». Когда меня впервые отлупили за то, к чему не причастна, дала себе зарок, что должна научиться мыслить и поступать иначе. Решила, что буду читать и смотреть заумные передачи, чтобы аргументировано озвучивать свою позицию и точнее понимать других. С этого и началось моё самовоспитание. С тех пор прошло 16 лет, за которые появилось несколько китовых тейков.
В спорах умирает истина
Люблю спорить. Меня бифштексом не корми, но дай повозражать. Делаю я это совсем не для того, чтобы унизить оппонента. Мне интересно докопаться до правды, услышать раскрытую точку зрения и получить информацию. Всегда готова остановиться и признать ошибочность своих суждений.
Как показал опыт, в большинстве случаев спор – безрезультатен. В итоге остаются обиды и нежелание дальнейшего общения. Из-за этого сузила круг людей для дискуссии.
Вдобавок, когда понимаю, что человек неинформативен, просто прекращаю тему уклоном или фальшивым согласием с его словами. Да и сам диалог со временем потерял страсть. Остались лишь уточняющие вопросы без особого высказывания своей позиции. Я стала ценить знания, накопленные с годами. И если никто не спрашивает, то и отвечать не за чем.
Молчание – инструмент гениального глупца
Оно действительно дорогого стоит. Смертельное оружие и в то же время способ обезоружить. Мастерство, которому сложно обучиться, но если владеешь, то лучше всегда совершенствовать навык. Удивительно, но молчание настолько разное, что невозможно передать весь спектр эмоций, скрытых за ним.
Мне, как личности с языком без костей, это умение далось через адскую работу над собой. Даже сейчас не могу похвастаться, что полноценно его приобрела. Как минимум потому, что вы читаете данный текст. Однако теперь молчу гораздо чаще и надеюсь, что выгляжу умнее.
Удивительный факт: читала, чтобы говорить, но именно книги научили меня молчать.
Не злиться, а делать
Нет смысла злиться впустую на что-то, кого-то или себя. Мстить или ругаться – бестолковая потеря времени. Более продуктивно – обращать агрессию в плодотворную деятельность.
Хобби, ремесло или подработка замечательно съедают злобу. Они отвлекают от мыслей и забирают энергию на создание чего-то полезного. В итоге остаётся чувство удовлетворённости, а не жалкий осадок от самобичевания.
Я не помню, как пришла к тому, чтобы «взять палку» и перестать быть вопящей обезьяной, но это стало значимым решением в жизни. Благодаря ему сделала журнальный столик, полимерные аксессуары, кастомную одежду и три ремонта. И внимание, теперь могу не только разбирать технику, но и чинить её. Несложную, конечно, но всё же.
Не проблема, а квест от жизни
Философское отношение к трудностям возникло у меня не так давно. Где-то 4 года назад. Я устала нервничать. По течению не плыву, но и в целом стараюсь в воду не заходить. Иду по берегу вдоль и считаю всякие препятствия на пути лишь очередными приключениями.
Завал на работе – надо, значит, разобрать. Сломалась микроволновка – наладить. Собака напортачила – убрать. Заболел зуб – вылечить. Если что-то не получается, то ищу другие тропинки. Как сказал Стэтхэм, безнадёжно – это кoгдa нa крышку гроба падает земля, а остальное можно исправить.
За такую позицию приходится часто ловить хейт с клеймом равнодушного создания, но переживать физически нет ни сил, ни времени. Мой бэклог расписан на месяц вперёд точно. С ним некогда отвлекаться на стресс и прочие кочки.
Неуважение за неуважение
В попытках избавиться от стереотипного мышления я зашла настолько далеко, что меня часто стали называть хамкой. Не то чтобы ходила и ругалась со всеми, но «лопалась», когда старшее поколение хулит мои или чужие действия. Не злилась, но защищалась, как мушкетер.
Начнём с того, что из-за невысокого роста и отсутствия видимых морщин многие путают меня с подростком и пытаются «научить жизни» или оскорбить за любую мелочь. После чего раньше получали порцию аргументированных соображений об их собственных недостатках. В итоге старались прикрыться возрастом и добавить авторитета за его счет. Особенно забавно, когда кричат «Сопля малолетняя, с моё поживи!» и не знают, как ответить на вопрос «А что изменится?».
Я искренне не понимаю, за что должна уважать старших, если они просто жили и состарились. Вероятно, я сделаю так же, но зарекаюсь, что не стану требовать к себе за это почёта. Уточню, что одно дело – войти в положение и уступить место, помочь донести сумки или сделать что-то, другое – выслушивать оскорбления с матом от старушки за то, что ты стоишь рядом с безобидной чихуахуа на руках. Хорошо, что я не продавец в магазине, в котором опять подняли цены.
Безусловно, речь идёт и о ровесниках, и о тех, кто младше. Не появится у меня уважения к людям, у которых его нет ко мне. Но я работаю над собой, и уже есть значительные успехи в применении молчания и в провокациях. Представляю, как одинок человек, его ругает начальник, не звонят дети и прочее. Мне становится его даже чуточку жалко, и я с грустью смотрю в наполненные желанием поскандалить глаза и отворачиваюсь.
Самовоспитание – это моё основное направление в жизни. Оно открыло для меня рассмотрение любого вопроса с разных сторон и ролей. С ним проще понимать, что от тебя хотят и чего точно не желаешь сам. Самое сложное – отфильтровать изученное и интегрировать в свои будни. В юности для этого помогало общение с интересными людьми: находила в них те качества, которые нравятся, и развивать в себе. Теперь найти таких, незаурядных, труднее с каждым освоенным навыком.
Самовоспитание – это, наверное, единственное, что у нас действительно есть.
Любовь Азарнова
Материалы автора