Общественных уборных в Версале не было. Такой огромный дворцовый комплекс во времена короля Солнце был лишен того, что в наше время есть в самой маленькой квартирке. Так как и где справляли свою нужду придворные Людовика XIV, и почему же не было там туалетов?
Посмотрите на эту старинную гравюру, изображающую замок. Здесь нарисованы вовсе не сторожевые башни для стрелков. На самом деле это «места для нужды системы очко». Только в них людские испражнения дальше стекали не в выгребную яму или отстойник, а прямо на улицу, падая на тех, кто осмеливался прогуляться прямо под стенами замка.
В наше время такие вот «гнезда» можно увидеть в сохранившихся средневековых замках на территории Прибалтики.
А вот в Лувре и в Версале этих приспособлений не было. Король был богатым человеком и мог позволить себе штат слуг, а те, в числе прочих обязанностей, убирали остатки жизнедеятельности самодержца и придворных.
Эти остатки обнаруживались буквально везде: на балконах, во дворе, на и под лестницами. Гости дворца при нужде садились на подоконники у открытых окон, либо, если успевали, то получали «вазы», но чаще всего испражнялись прямо на полу.
Все эти «чудеса» очень подробно описал герцог де Сен Симон, сам не раз бывавший в Версале и в Лувре во время правления Короля-Солнце. По его словам, придворные дамы могли прямо посреди разговора или даже во время службы в капелле/соборе, отойти в уголок и совсем не стесняясь, сделать малые, а то и большие дела.
Версальские экскурсоводы часто рассказывают одну занимательную историю, показывающую весь крах быта в Средние века.
Однажды к Людовику прибыл посол Испании. Утром его пригласили в опочивальню к королю, которому лень было встать и принять посла как следует. Бедняга попал в неловкую ситуацию – от запаха в опочивальне у посла заслезились глаза. Он был вынужден вежливо попросить о переносе беседы в парк и тут же выскочил из королевской спальни.
Посол надеялся, что в парке будет свежий воздух, однако и там стоял такой смрад, что испанец просто потерял сознание. Дело в том, что кустики парка были для придворных отхожими местечками, а слуги туда сливали нечистоты из дворцовых комнат.
Все французские короли разрешали своим приближенным пользоваться любыми уголками Версаля и Лувра для «разных нужд». Чтобы запахи как можно меньше «гуляли» по дворцу, на стенах висели тяжелые портьеры, а в коридорах устанавливались ниши, чтобы было где присесть.
Возникает вопрос: может, проще было бы, если бы во дворе или в парке оборудовали что-то типа туалетов?
Но нет. Эта традиция ходить где попало, была воспитана диареей. Средневековая пище, как вы сами понимаете, была без должной обработки (раз люди тело не мыли, что уж говорить об овощах и фруктах), мясо часто недожаривали, посуду не промывали.
Потому диареей страдали все, начиная от короля, заканчивая последним крестьянином. Неумолимый и беспощадный, п о н о с сносил всех, и добежать до парка или во двор придворные просто не успевали. До сих пор Версаль и Лувр хранят воспоминания об этих днях: в жаркие дни здесь начинает пахнуть мочой.
Мода XII-XV веков в подтверждение этому: штаны-панталоны мужчин не были сплошными – они состояли только из вертикальных ленточек, которые проходили по бедрам в несколько слоев. У женщин так вообще не наблюдалось нижнего белья.
Исторические источники сообщают, что Томас Дюбессон в 1364 году получил задание от короля:
«Нарисовать ярко-красные кресты в саду и в коридорах Лувра, чтобы там не гадили. Чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством».
Это решение было вызвано тем, что уже к тому времени Лувр был загажен. Видимо, Карла V Валуа можно назвать самым чистоплотным королем, ведь именно он и издал вышеприведенный указ. Причина была также в том, что многие просто не доходили до тронного зала, сраженные размашистым запахом.
А в 1670-м году, уже при Людовике XIV к нему обращался человек, который хотел построить в Версале общественные уборные. Но король ему отказал. В записях этого чистоплюя были вот такие строки, которыми хотелось бы завершить сегодняшний опус:
"В Лувре и вокруг замка, внутри двора и в окрестностях, на аллеях, за дверьми - везде лежат тысячи кучек. Там можно понюхать разные запахи одного и того же естественного продукта живущих здесь и ежедневно посещающих этот зловонный замок».