Найти в Дзене
Томский политех

Павел Стрижак: «Мы, ученые, пытаемся найти уникальные результаты, которые позволят будущим поколениям лучше жить»

Наука — это мир, в который приходит все больше молодежи. Именно здесь они могут реализовать свой потенциал, ощутить свободу и неограниченные возможности. Так считает Павел Стрижак — профессор Томского политеха, ставший доктором наук в 26 лет. Звание профессора Павел Стрижак получил в 33 года. Сейчас ученому 38, он возглавляет лабораторию тепломассопереноса Томского политеха и состоит в Координационном совете по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте по науке и образованию. Области применения исследовательских талантов По мнению Павла Стрижака, цель ученого — сделать так, чтобы жизнь стала лучше. И сейчас его лаборатория работает над сложной и очень нужной системой с нейросетью для обнаружения возгораний в помещении. «Вокруг нас есть сенсоры, которые регистрируют определенные изменения тепловой энергии, появление дыма, содержание дымовых газов. Но они сигнализируют тогда, когда уже поздно», — пояснил ученый и рассказал, как в будущем благодаря работе

Наука — это мир, в который приходит все больше молодежи. Именно здесь они могут реализовать свой потенциал, ощутить свободу и неограниченные возможности. Так считает Павел Стрижак — профессор Томского политеха, ставший доктором наук в 26 лет.

Звание профессора Павел Стрижак получил в 33 года. Сейчас ученому 38, он возглавляет лабораторию тепломассопереноса Томского политеха и состоит в Координационном совете по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте по науке и образованию.

Области применения исследовательских талантов

По мнению Павла Стрижака, цель ученого — сделать так, чтобы жизнь стала лучше. И сейчас его лаборатория работает над сложной и очень нужной системой с нейросетью для обнаружения возгораний в помещении.

«Вокруг нас есть сенсоры, которые регистрируют определенные изменения тепловой энергии, появление дыма, содержание дымовых газов. Но они сигнализируют тогда, когда уже поздно», — пояснил ученый и рассказал, как в будущем благодаря работе его команды промышленных пожаров в мире станет меньше.

Идея разработки — в том, что она заметит не пожар, а его предпосылки: изменение температуры и концентрации веществ в воздухе из-за термического разложения. Обнаружив их, система не просто подаст сигнал, она спрогнозирует, что будет дальше и какие разрушения можно предотвратить, если остановить зачатки пожара прямо сейчас.

Ученые работают над системой уже два года. Они купили специальное миниатюрное мобильное здание на средства гранта Российского научного фонда, организовали полноценное опытное помещение на полигоне ТПУ и провели больше двух тысяч экспериментов, наполнив их результатами базу данных для нейросети. Теперь она с точностью до 95 % идентифицирует, какой материал в данный момент термически разлагается или горит и что стало причиной этому — неосторожное обращение с огнем, короткое замыкание, неполадки в нагревательном оборудовании. Сейчас команда работает над тем, чтобы исключить ложные срабатывания.

Эта система может работать там, где есть малоинерционные сенсоры, именно с них она снимает все необходимые данные. Такие сенсоры установлены в промышленных помещениях на крупных опасных производствах в атомной, нефтяной и газовой отраслях. Пожары в таких помещениях фатальны: они не просто несут разрушения, они могут приводить к катастрофам. Массовое применение разработки команды Павла Стрижака сделает жизнь людей не просто лучше, но безопаснее.

Что нового в этой разработке? Конечно, применение искусственного интеллекта в этом направлении — не новинка, ученые по всему миру применяют его уже лет пять. Но сам факт идентификации зачатков возгораний не обеспечит стопроцентную безопасность — пока человек добежит до очага, все уже начнется. Поэтому Павел Стрижак и его команда делают так, чтобы процесс ликвидации катастрофы запускался автоматически еще до ее возникновения. То есть система благодаря способности прогнозировать развитие возгорания оптимизирует процесс распыления жидкости, подачи порошка, газа или пены. Она в состоянии определить, как именно лучше всего предотвратить возгорание конкретного материала и делает это так, чтобы получить минимальные убытки. Их может принести не только пожар, но и его тушение.

Но разработки ученых — ничто, если их нельзя применить в реальной жизни. И тут все зависит от рисков. Насколько велики риски неприменения этой системы? Что дороже — покупка системы или убытки от ее отсутствия? Индустрия уже все подсчитала. «Росатом» заинтересовался нейросетью, поделившись с учеными информацией, для каких участков и в какой сфере необходима их разработка.

Как не загубить молодой талант

По мнению Павла Стрижака, амбиции молодых ученых может срезать на корню неосторожное слово, жесткая критика преподавателей, их предвзятость, равнодушие или просто грубость. Павел, став ученым очень рано, имел возможность столкнуться со всеми этими препятствиями и вынести из этих столкновений уроки. Теперь он доносит их до своих молодых коллег и учеников. По его словам, критика не возникает на пустом месте и даже в самых жестких словах можно найти рекомендации для своего развития. Этим и надо заниматься, получив жесткий отпор от преподавателя.

Сейчас Павел Стрижак развивает этапную систему наставничества: доктора наставляют кандидатов, кандидаты — аспирантов, аспиранты — магистрантов, магистранты — студентов, студенты — школьников, а школьники идут к своим коллегам или в детские сады — наука рождается в колыбели.

Кроме того, Павел делает упор на командной работе — великие достижения невозможны в одиночку. Каждый член команды важен и вносит огромный вклад в общее дело, поэтому нужно выслушать каждого и каждому дать возможность высказываться, выступать и генерировать идеи.

Наука
7 млн интересуются