Найти тему

Стрелок из ада.

СТРЕЛОК ИЗ АДА. (Эссе).
(Уйское - Казань, памяти Эльвиры Игнатьевой).

Тёплый май. Школьный Пазик везёт деревенских детей в школу, в райцентр. Его потряхивает на неровной грунтовой дороге. Ещё рано, 7-15, но солнышко стоит уже высоко, и через большие стёкла, как мёдом, заливает салон автобуса янтарным светом. Дети тихие. Кто-то дремлет. Мелодично убаюкивая, подвывает мотор...
Конечно-конечно, совсем другая картина, когда дети едут обратно, домой. Они едут шумные и весёлые. Иногда мальчишки даже забасЯт вместе залихватскую боевую песню. Взрослеют, хорохорятся. Старшая сопровождающая очень устаёт в школе, но она не против такого веселья, а дядька-шофёр только насмешливо поглядывает в салонное зеркало...

... Дежурный утренний маршрут в школу. Он занимает не более получаса. Надо забраться на горку и спуститься вниз в райцентр, в Шум-Тую. Вокруг накапливает сил природа, радостно встречающая каждый майский денёк. Пригорки с перелесками с правой стороны разрезает извилистая, полная после паводка Туя, с левой стороны лежат ковром лесные предгорья Урала. Сегодня Урал теряется в дымке, но величав даже очертаниями. Рядом, на самом изломе подъёма, ясно видна зеленеющая полянка, сосенки-подростки хороводят у обочины. Под этими деревцами затаился заяц, длиннющие уши выдают его. "Смотрите, заяц" - дядька указывает рукой направо.

- Заяц, - увидела и показала детям Старшая. - Какой большой русак!".

А он уже даёт стрекоча по поляне, меняет направления и крутится на месте, то ли радуясь теплу, то ли демонстрируя свои способности. Так и проплывает это представление по правому борту автобуса, и он начинает спускаться с горы.

Детей выходки зайца только растормошили от дрёмы. Это деревенские дети. Они растут среди животинок. Эка невидаль, заяц. Вот школа, другое дело. Это как путешествие, как приключения, как радостная обязанность... "Радостная обязанность? - хмыкнет какой-нибудь пятиклашка. - Да вон, у коровы с телёнком почистить тоже радостная обязанность. А что? Так мама говорит. С ней попробуй, поспорь".

В конце спуска табун лошадок мозолится у края дороги. Дядьке-шофёру надо держать ухо востро, того и гляди кобыле вздумается пойти на другую сторону, где слаще поросль и стригунок вяло потащится следом за мамкой через дорогу. Так и есть, надо притормаживать, жеребёнок задрал хвост и затрусил прямо перед бампером.

Наконец приехали. В школе обычная оживлённая миграция и "пчелиный гул" в фойе. Он прерывается громким трезвоном, который разносится по этажам, зовёт к новому уроку, к новой жизни...

... И вот так же, в тысяче километрах северо-западнее, в такой-же школе, в большом многоликом городе, в это же самое утро, такое-же солнечное и тихое, прозвенел звонок к новому уроку. Молодая учительница литературы, пока ещё простая и наивная, желающая вложить в маленькие души самые светлые чувства, глядя в глаза своим пятиклашкам, начала старательно объяснять новую тему. Дети любят свою учительницу, она добра и приветлива, ни тени сердитости ни разу не выражало её лицо, разве что нахмурится она в шутку, но уже этого хватает для непослушного ученика.

"Сегодня мы будем проходить творчество Сергея Есенина, на следующем уроке вы мне почитаете то, что вам будет наиболее близко из его стихов. А сейчас я, с вашего позволения, прочту это", - она повернулась к янтарному солнышку в окне, стала певуче и грустно произносить:
"Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях"...


...В коридоре школы раздался треск, рваный и оглушительный. Учительница и дети вздрогнули и переглянулись. Испуг пробежал по лицам. С улицы донёсся голос через мегафон. Как на торжественной линейке. Только слова прорывались жёсткие, категоричные - "Закрывайтесь!!!". "Закрывайтесь в классах!!!". Коля, мальчишка с крайней парты, рванулся и выскочил за дверь. Любопытство, будь оно неладно. Оно выше ребячьего страха. "Куда-же ты?" - учительница выбежала следом, чтобы вернуть Колю. Он застыл как вкопанный, спиной к ней, лицом к чему-то ужасному. Она схватила его руками за плечи и подняла глаза. Перед ними стоял бывший ученик школы, уже взрослый парень, она смутно его помнила. "Это ты? Что ты здесь делаешь?.." - и вдруг, с резким холодом в груди - она всё поняла. Она увидела ружьё, экипировку, равнодушные, без глаз, линзы очков... и гарь, едкая гарь. Медленно перебирая руками, Колю она перетащила за себя, за спину, он не сопротивлялся, и теперь только вжимался лицом в её позвоночник.

- Я? - эта нелюдь умела говорить. - Я пришёл убить всех.

Он выстрелил и, не задерживаясь, зашагал по коридору дальше, методично нажимая курок и перезаряжая свой Хатсан Эскорт. Он стрелял по запертым дверям и вламывался в классы.

Учительница упала и оставалась лежать. Коля спасся...

... В этот день убиты были учителя... двое, и дети... семеро.

Учитель литературы, молодая девушка. Она не готовилась к этому, своему главному уроку. Но она отстояла его. И отстояла своих детей. И её дети её поняли, поняли, что светлый человек по другому поступить просто не мог. То тепло, которым бы она обогревала их на протяжении самой долгой жизни, она отдала им. Всё и сразу...

... В этой загадочной стране не был объявлен траур. Государственные мужи быстро перешли к следующей повестке - как школу превратить в цитадель.

11 мая 2021 год.