Найти тему
Кинолюбитель

Деревня проклятых (1960)

Оглавление

Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска -
https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 6,8
  • IMDb - 7,3

Жанр: ужасы, фантастика

Первая экранизация романа Джона Уиндема занимает особую позицию в рамках психологических и нагнетающих ужасов. Да, 1960 год порадовал поклонников саспенса Альфред Хичкок своим «Психо», но и «Деревню проклятых» не стоит списывать со счетов. Мрачная, завораживающая, интригующая картина берёт начало в бессознательном городке Мидвич, когда внезапно все люди в границах населённого пункта впали в каталепсию. Согласитесь, такое начало имеет под собой множество теорий, но неопределённость, страх вызывают у зрителя только одно желание – узнать причину.

-2

Картина великолепно проводит опыты с территориальными границами, чтобы показать радиус действия. Вот только действия чего? Эта загадка проносится лейтмотивом через весь сюжет, демонстрируя спустя какое-то время пробуждение (не такое драматическое, как с Робертом Де Ниро), оставляющее многие вопросы без ответов.

-3

Особенности женского организма, конечно, могут синхронизироваться, но чтобы так, как в Мидвиче, никогда. Дело пахнет фантастической припиской, но она подаётся таким образом, будто перед нами эпидемия, накрывшая город. Следующая загадка города заключается в детях, к которым нас стремительно подводил сюжет. Режиссёр Вульф Рилла ещё до основной завязки готовил зрителя к чему-то неожиданному (хоть постер нам уже всё рассказал), но под психологическим напряжением и ожиданием того самого явления, мы можем увидеть тайные знаки, предупреждающие знамения. Поведения собаки в доме ученого Гордона, поведение детей, иная синхронизация.

-4

Когда мы видим опасения взрослых, то не без повода задумываемся, что могло насторожить их. Поначалу зрителю даже не показывают детей, а только описанием готовят зрителя к чему-то страшному, чтобы уже в следующем кадре поставить на первый план младенца. Вот тот уровень напряжения: строгое и развитое не по годам личико омрачает злым роком весь город. Это «Дети кукурузы»? Это «Омен»? Это сверхъестественное влияние на всех окружающих.

-5

Фильм выделяет схожесть, поведение, чтобы уже через флэшфорвард показать подросших детей, образующих свою отдельную секту. Актёр Мартин Стефенс, исполнивший роль главного ребёнка Дэвида среди всех особенных, выделяется острыми чертами лица и прекрасной мимикой. Смотря на этого ребёнка, хочется поскорее от него уйти, и под каким-либо углом на него не посмотри, всё время будет казаться, что мальчик смотрит прямо на тебя.

-6

Для большей угрозы нам показывают влияние детей, их силу, их возможности, чтобы сопоставить взрослых, подверженных влиянию. Это особая сила, которая сложно доказывается, когда ты себя не контролируешь, и когда ответчиками в суде выступает группа детей, поэтому и этот контраст с детским возрастом придаёт картине больше тайн. Согласитесь, если бы перед нами были взрослые люди, то это уже не так бы цепляло в кадре, а тут именно дети.

-7

В итоге лента демонстрирует развитие подобной аномалии, не только в США, но и по всему земному шару. Зритель, как и военные, понимает, к чему всё идёт, ведь дети обладают телепатией и телекинезом (юные Чарльзы Ксавьеры, только пока ещё на ногах), поэтому страх перед ними оправдан. Ты не знаешь, чего ожидать и какие будут последствия.

-8

Но, к сожалению, только мы подкрадываемся к возможным методам борьбы, как наступает кульминация. Да, это было предсказуемо, но слишком быстро. Хотелось оттянуть этот момент, чтобы больше погрузиться в саспенс детей. Лента выполняет свою задачу, делая из юных лиц опасных монстров, чтобы зритель чувствовал себя неловко, боязно, ведь перед ним не маньяк-психопат с ножом (он был в мотеле Бейтсов), а невинные и добрые маленькие человечки.

Что же, картина произвела тот эффект, на который рассчитывал режиссёр – она смогла неожиданно испугать с непредвиденной стороны.

Вульф Рилла "Деревня проклятых" (1960)

"Village of the Damned"