Найти тему
Витуша

Человек в белом лимузине

Оглавление

Я уж думала, что больше не буду писать на Дзен ничего: ни настроения, ни времени, да и сама платформа сильно изменилась. Но очень захотелось поделиться впечатлением об одном фильме. Из категории «не для всех», «для думающего зрителя» (так принято говорить, когда речь идет об артхаусе). А если точно - для «контуженных кинематографом». Я как раз из таких:)))

Есть такие фильмы, которые служат паролем для опознавания своих, таких же контуженных:))) Это фильмы для людей с подвижными мозгами, богатой фантазией, мыслящих не шаблонно. Их мало, но они есть. И я всегда с радостью общаюсь с ними, мы на одной волне, как говорится, наши тараканы ползут в одну сторону, весело шевеля усиками:)))

Они видят смысл и глубину в переполненной абсурдом "Внутренней империи" Дэвида Линча, их не тошнит при просмотре "Большой жратвы" Марко Феррери, они находят концептуальность в фильмах Ларса фон Триера... Вот им этот фильм «Корпорация „Святые моторы“» Леоса Каракса точно зайдет!

Многие любители артхауза, наверное, уже давно его посмотрели, а я лишь на днях. Ну и хорошо, потому что созрела для такого кино морально и интеллектуально. Да и времена наступили - кругом один артхауз, абсурдный и логичный одновременно, такова наша жизнь сегодня, да.

Вообще-то Леос Каракс ненастоящее имя режиссера. Он чистокровный француз, Алекс Кристоф Дюпон (сценарист, режессер и актер в бывшем). А Леос Каракс -это его псевдоним, даже скорее анаграмма из слов Алекс и Оскар. Видимо, мечтает взять заветную статуэтку. Он давно номинант и призер всевозможных европейских кинофестивалей, а вот высшей награды фабрики грез так и не получил пока. И герои в его фильмах частенько носят имя Оскар. Вот и в этом фильме главный герой - Оскар (Дени Лаван).
Леос Каракс сделал Лавана своим альтер-его. Оба совершенно безбашенные, внутренне свободные и даже внешне похожи.
Леос Каракс сделал Лавана своим альтер-его. Оба совершенно безбашенные, внутренне свободные и даже внешне похожи.

Скажу честно, фильм этот я не сразу раскусила, в первый раз он не зашел. Может настрой был не тот, да и смотрела, как говорится, одним глазом. А такие фильмы смотреть нужно вдумчиво, не спеша и не отвлекаясь. Но некоторые сцены зацепили все-таки, прокручивала их в голове постоянно, вот и решила пересмотреть.

И случилось таки совпадение! Я приняла и ритм фильма, и его шокирующую эстетику, и манеру режессера и запала на Дени Лавана (Оскара) - странного человека, с легкостью меняющего свой образ.

Оскар - маленький, юркий, безобразный до головокружения, ускользающий от понимания. Человек-загадка, сущность которого хочется постичь с самого начала фильма. Он постоянно разный, а какой же он настоящий? Дано ли это вообще понять, ведь он актер, а значит человек без собственного "Я".

Как такового сюжета в фильме нет, просто нам показан один длинный день Оскара: весь день он снимается, разъезжая в шикарном белом лимузине, меняя на ходу грим и перевоплощаясь в разных людей.

Кто то из критиков очень удачно охарактеризовал это кино - «сон о фильмах, который воспринимается как фильм о снах»...

- Каковы планы на сегодня? - спрашивает водитель лимузина (тоже очень интересный образ в исполнении Эдит Скоб).

- У меня есть план сделаться сумашедшим, - отвечает Оскар.

Когда у человека происходит расщепление личности все считают его безумным. А мсье Оскар не играет, он проживает за длинный день несколько жизней. Представляете, сколько личностей сплелись в нем? Сам Леос Каракс считает что актер начинает жить только тогда, когда начинает играть. Опасная это профессия, не случайно многие великие актеры с сумасшедчинкой.

«Корпорация „Святые моторы“- это нарезка из очень занятных и порой неоднозначных новелл. Многие сцены безмолвны, музыка идет лишь отдельными мазками: классическая музыка, пробирающая до мурашек, красивый французский шансон. Весь фильм просто пропитан неповторимым французским стилем.

А еще в фильме удивительный Париж, в такой Париж можно влюбиться. Этот город создан для любви, веселья (шествие уличных музыкантов с аккардионами в стиле Кустурицы-это блеск!!!) и тихой грусти.

Фильм пронизан грустью и нежностью, потому что посвящен любимой жене и музе режиссера (Кате Голубевой), которую называли «русской Джоли». Удивительной красоты была женщина, тонкая и ранимая. Она трагически погибла в 2011-м при загадочных обстоятельствах (есть версия, что покончила с собой во время депрессии), а фильм Каракс снял в 2012-ом. Представляете его состояние?! Мысли о любви и потерях в каждой мезансцене.

Жена Леоса Каракса русско-французская актриса Екатерина Голубева в 45 лет погибла при невыясненных обстоятельствах. ЕЕ смерть до сих пор остается загадкой и рождает всякие таинственные версии случившегося. Фото актрисы из открытых источников.
Жена Леоса Каракса русско-французская актриса Екатерина Голубева в 45 лет погибла при невыясненных обстоятельствах. ЕЕ смерть до сих пор остается загадкой и рождает всякие таинственные версии случившегося. Фото актрисы из открытых источников.

Любовь разрывает сердце в клочья, и мы умираем. Смерть тоже хороша, но жаль, что в ней нет любви...

Самая трогательная сцена в фильме - неожиданная встреча двух служителей "корпорации" (именитых, но замотанных жизнью актеров) в небольшой свободный промежуток между съемками.

Оскар встречает свою старую любовь Эву (Кайли Миноуг). Они бродят по закрытому на ремонт универмагу и вспоминают прошлое в стиле "шервудских зонтиков" (ну, не зря же Миноуг позвали в фильм:)

Кайли Миноуг в роли Эвы.
Кайли Миноуг в роли Эвы.

У них всего 20 минут, чтобы наверстать упущенные 20 лет друг без друга, и только эти 20 минут Оскар был самим собой...

* Ева грустно поет:

Кем мы были, когда мы жили

И кем пытались стать...

Но кем мы стали, пытаясь воссоздать наше прошлое.

И все надежды погибли...

* А потом прыгает с крыши... прямая аналогия со смертью жены.

В фильме много красоты и уродства, причем они так органично переплетаются, что уже начинаешь сомневаться - где уродство, а где красота.

В этом смысле так метафорична новелла, которую я для себя назвала "Красавица и Чудовище" с Евой Мендес.

Самая потрясащая новелла в этом фильме "Красавица и чудовище, в ней очень много отсылок к предыдущим фильмам Леоса Каракса. Ева Мендес здесь прямо копия Эми Уайнхаус, которую я обожаю!!!
Самая потрясащая новелла в этом фильме "Красавица и чудовище, в ней очень много отсылок к предыдущим фильмам Леоса Каракса. Ева Мендес здесь прямо копия Эми Уайнхаус, которую я обожаю!!!

Французский постмодернизм во всей красе. Удивительная раскованность и выразительность Дени Лавана поражают. Уж на что я толерантный человек в вопросах обнаженки в кино, но тут... не каждый выдержит созерцать орган мужской гордости в "боевой готовности". Причем это не постельная сцена, а символизм - превращение холодной и развратной модели в целомудренную Деву с обнаженным великовозрастным младенцем (Оскаром) на коленях.

И еще один забавный эпизод понравился "Неземная любовь" (названия эпизодов мои) - умопомрачительное шоу-пантомима с показом компьтерных технологий в кино. Сцена соития неземных существ сыграна очень пластично и красиво, и совсем не пОшло.

Когда эротические движения актеров с нейродатчиками проецируются на экран, то они превращаются в странно "любящих" друг друга существа. Да, как бы мы внешне не различались с внеземными цивилизациями, но любим мы одинаково! Причем, интересный момент - гендерные различия у инопланетян очень явно обозначены, так что с детьми не смотреть!!!

Великолепное шоу в эпизоде "неземной любви".
Великолепное шоу в эпизоде "неземной любви".

Дени Лаван здесь потрясающе пластичен несмотря на возраст, ведь в юности он был акробатом в бродячем уличном театре. Вообще, фильм просто бенефис Лавана. Все-таки он гениальный актер! Ну, я предвижу, не всем будет по вкусу его своеобразная игра... Тут надо быть любителем французской новой волны.

И еще одна новелла меня сильно поразила - "Возвращение домой". Вроде ничего особенного - после тяжелого трудового дня герой возвращается домой, к жене и детям. Он устал и мечтает, как наконец обнимет свою любимую. И вот она радостно бросается к нему... большая шимпанзе с детенышем на руках. Да уж, с кем только не приходится играть любовные сцены в кино, актеры могут ненавидеть друг друга, а тут надо любовь изображать...

Фильм полон симвализма. Сцена "Возвращение домой".
Фильм полон симвализма. Сцена "Возвращение домой".

Но смысл сцены в другом, мне кажется: действительно любящему не важно, кто ты и как ты выглядишь, любовь всех уравнивает!

Нужно смеяться до полуночи, кто знает, будем ли мы смеяться в следующей жизни.

В фильме много афоризмов, над которыми хочется размышлять.

Многие считают, что это фильм-аллегория об актерах. Нет, это аллегория о нас, потому что мы все актеры, а жизнь это - бесконечное кино (или театр, как сказал Шекспир). Когда мы настоящие? Какие мы - сами то знаем? Нам легче играть по жизни, чем быть самими собой. Один день Оскара - это и наш день. Разве не так? Маска в виде общепринятых правил, игра слов, игра чувствами, аватары в Сети – всё, что угодно, чтобы скрыть себя истинного .

Оскар был собой всего 20 мин, а некоторые люди НИКОГДА не бывают собой, они вообще не знают - какие они, для чего они... И это очень грустно.

Я посмотрела этот фильм два раза, и ни капли не жалею потраченного времени, сразу возникло желание познакомиться и с другими фильмами Каракса. Я еще только начинаю открывать для себя этого режессера.

Советую ли смотреть другим? Даже не знаю, попробуйте разобраться сами, пищу для размышлений я дала в этой длинной, и, надеюсь, не очень нудной статье.

Небольшой бонус тем, кто дочитал до конца: )))