Всякий, кто учился в российской школе, знает строки Пушкина: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Всякий, кто заглядывал в комментарии к «Евгению Онегину», знает, что боливаром назывался головной убор. Однако что это за головной убор и, главное, какое отношение он имеет к южноамериканскому герою Симону Боливару, широкой публике известно немного. Попробуем разобраться.
Симон Боливар родился в знатной креольской семье в Каракасе в 1783 г. Рано лишившийся родителей, в возрасте 16 лет он отправился в Мадрид для получения образования, вернулся на родину спустя три года и вскоре снова уехал в Европу, где много путешествовал, изучая разные науки и постигая масонские премудрости.
В 1805 г. Боливар в образовательных целях посетил США, где, как полагают историки, и выработал свой план освобождения Южной Америки от испанского владычества и создания на её территориях по-настоящему демократического государства с республиканской формой правления. По возвращении на родину Боливар принял деятельное участие в патриотическом движении против испанских колонизаторов. В 1811 г. освобождённая от испанцев Венесуэла была провозглашена республикой.
Благодаря усилиям Боливара, Хосе де Сан-Мартина и других патриотов к концу 1820-х гг. независимость от испанской короны получила не только Венесуэла, но и современные Аргентина, Боливия, Мексика, Перу, Уругвай и Чили, то есть почти все испанские колонии в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико.
Сам Боливар в 1821 г. был избран президентом республики Великая Колумбия, в которую входила и Венесуэла, а в 1825-м — первым президентом Боливии. Однако политические и административные успехи Боливара оказались скромнее военных. Его замысел создать Южные Соединённые Штаты из государств Латинской Америки по образцу США потерпел неудачу.
Так или иначе, имя Боливара в первой четверти 19-го в. гремело по всему миру, а сам он сделался кумиром молодёжи, почти таким же, каким после успеха Кубинской революции Че Гевара. Именно в его честь была названа современная Боливия и ещё множество провинций, городов и селений в разных частях Южной Америки. Имя героя получили национальные валюты как Боливии, так и Венесуэлы. На площадях городов и деревень появились многочисленные памятники Либертадору, то есть Освободителю.
Не приходится удивляться, что широкополая шляпа, примерно такая, какую носили сторонники Боливара, сделалась в 1810—1820-е гг. невероятно популярной в Европе, переживавшей кризис либеральной идеи и торжество реакции. Виктор Гюго в романе «Отверженные» зафиксировал в современной ему Франции «шляпное» противоборство роялистов и либералов — соответственно, «морильо» (по имени испанского генерала Пабло Морильо) и «боливаров».
Боливарами назывались шляпы как мужские, так и женские. Мужские, сделанные из чёрного атласа, более всего напоминали цилиндр. Современники отмечали: «Все щёголи того времени носили свои цилиндры не иначе как с широкими полями à la Bolivar».
Как и любая мода, увлечение боливарами оказалось быстротечным. Во второй половине 1820-х эти шляпы вышли из моды, уступив место классическим цилиндрам.
Симон Боливар пережил моду на шляпы своего имени, полностью отойдя от дел в 1830 г. и вскоре скончавшись, будучи и перед смертью одержим идеей объединения новых южноамериканских государственных образований. Спустя год Александр Пушкин закончил свой «роман в стихах», увековечив для русского читателя имя знаменитого генерала-освободителя, пусть и в виде упоминания о головном уборе.
Впрочем, слава настигла Боливара после смерти и не отпускает и в наши дни. Число романов и кинофильмов, посвящённых знаменитому Либертадору, исчисляется десятками.