25 сентября 2023 года, перед тем как поехать на пары в университет, я пополнил социальную карту Москвича через мобильное приложение «Метро Москвы».
К слову, приложение это продвигается в Москве на всех видах транспорта, реклама размещена на стендах, плакатах, информационных табло. Захотите оплатить проезд через кассу, вам обязательно выдадут листовку с рекламой этого «замечательного во всех отношениях» приложения.
Так вот, деньги списались с банковской карты, зачисление отразилось в приложении «Метро Москвы». Подвох здесь в другом – прежде чем полноценно пользоваться поездками, которые вы уже фактически купили, вам нужно их как-то «записать» на карту. Сделать это можно, по заявлениям «Мосгортранса» и Московского метрополитена, через само приложение.
Возникает закономерный вопрос: почему система так странно и сложно реализована? Я пополняю не абы что, а свою социальную карту по ее индивидуальному номеру. Почему нельзя сразу «записать» пополнение на карту? Почему для этого нужны какие-то дополнительные «ритуалы»? Прошу прощения, на язык просится выражение «танцы с бубном».
Вернемся к истории. Я, конечно, обо всех этих «фокусах» с картой знал, поэтому сразу попытался записать поездки. Раз, второй, третий – бесполезно, не работает. Решил, что «запишу» их прямо в автобусе, приложив карту к валидатору.
«Мосгортранс» как раз недавно стал расхваливать эту возможность записать поездки на проездной. Так «просто и удобно»: нажал на кнопку у валидатора, приложил карту – и «магия», поездки записаны.
Каково же было мое разочарование, когда и «сей волшебный агрегат» не справился со своей задачей.
В те «далекие» дни я был чрезмерно наивным, поэтому решил, что, в случае чего, попрошу помощи у сотрудников транспорта. Например, в кассе метрополитена или у контролеров «Мосгортанса». Правильнее будет сказать, контролеров ГКУ «Организатор перевозок», подведомственного учреждения того же Московского городского транспорта.
К сожалению (сейчас уже понимаю, что к великому сожалению), предсказание, связанное с контролерами, сбылось.
При виде сотрудников в форме с надписью: «Организатор перевозок», я как законопослушный гражданин не стал никуда убегать, я был уверен, что мне помогут. Попросил помочь записать поездки, потому что сам не справился. «Серьезная и важная тётя» даже не стала слушать. Она позвала своего коллегу и стала неумолимо требовать паспорт. Я пытался показать им обоим, что деньги на социальной карте у меня все же есть, открыл «злополучное» приложение «Метро Москвы». И тому, и другому было «до фонаря», что я оплатил свой проезд на 30 дней вперед, для них (впрочем, как и для всего ГКУ «Организатор перевозок») значение имеет только «погашение» проезда при помощи валидатора.
На самом деле очень интересно, чем для них является списание 715 рублей с моей банковской карты в их пользу. Наверное, думают, добровольное пожертвование?
Чуть позже «дядечка» начал утверждать, что моя социальная карта была заблокирована аж в 2022 году. Абсурдное заявление, поскольку я весь 2023 год ездил на транспорте с этой картой.
Пускай даже он не выдумывает, а говорит то, что видит на своем устройстве для считывания данных с карты. Так даже интереснее. Насколько же плохо работают электронные сервисы Московского городского транспорта?
Кстати, об этом. Регулярно, после пополнения, в приложении отображаются вместо положенных 30 дней для совершения поездок какие-то 39 дней. Это, простите, что? Как после такого можно доверять вашим информационным системам?
Сказать, что я был крайне шокирован, – ничего не сказать. Мне пришлось оправдываться перед сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок», как «напакостившему ребенку». Что бы ты ни говорил, тебя все равно не слушают. Я закономерно стал нервничать, переживать, голос начал дрожать. Меня, который всегда платит за проезд, обвинили в административном правонарушении. Мои честь и достоинство были оскорблены.
На ближайшей остановке я вместе с сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок» сошел с автобуса. И тут все те же «важные дядя с тётей» начали мне угрожать сотрудниками полиции. Даже разыграли спектакль, один из них начал набирать номер на телефоне.
На самом деле, не один раз видел, как некоторые пассажиры, не оплатившие проезд, просто уходят, убегают, ведь контролёры того же ГКУ не имеют права никого задерживать, они не сотрудники полиции. Некоторые пассажиры просто выходят на той же остановке, как только увидели сотрудников в форме.
Но я все еще наивно верил в справедливость, в свою правоту, поэтому оставался с ними до конца. В течение двадцати – тридцати минут был составлен протокол и выписано постановление.
Что забавно, свидетелем по делу указано заинтересованное лицо – один из двух сотрудников ГКУ «Организатор перевозок», та самая «важная тётя». Что еще странно, в качестве её адреса проживания указан юридический адрес самого ГКУ. Как это понимать? Великое совпадение? Тётя чья-то бедная родственница, без крыши над головой? Или, может, всё-таки меня пытаются обмануть?
Кстати, на пары я, конечно, опоздал. Кто мне это компенсирует? Конечно, никто. Если только «тётя» из ГКУ в свободное время не увлекается эконометрикой.
Наконец я всё-таки спустился в метро, и тут, впервые, за всю историю мне встретился адекватный человек, не лишенный здравого смысла, не без человеческих чувств и понимания. Печально, что я не спросил, как зовут ту сотрудницу. Она в течение двадцати минут пыталась мне всячески помочь решить проблему с картой. Рассказала адреса сервисных центров, дала номер горячей линии, стояла вместе со мной и ждала, когда я дозвонюсь. Минут пятнадцать пытался поговорить с голосом на другом конце провода, но так ничего дельного и не услышал. Раза три спросили номер социальной карты, а все остальное время я слушал музыку. Спасибо хоть бесплатно.
Когда я понял, что на пару уже точно не успею, решил съездить разобраться со штрафом и социальной картой. Купил билет на одну поездку и спустился в метро.
Задаюсь вопросом, зачем мне такие льготы от Правительства Москвы. Пополнил социальную карту на 715 рублей, которой не смог потом воспользоваться. Штраф на 2 тысячи рублей выписали. А теперь еще и за поездку до сервисного центра плати.
Вы часом меня с миллионером не перепутали? Я за эти деньги до университета туда и обратно на такси мог съездить.
Немного о том, почему я убежден именно в технических неисправностях со стороны Московского транспорта. 22 сентября, в пятницу, социальная карта как ни в чем не бывало работала. В последний оплаченный день я спокойно съездил в университет: туда и обратно. Как только я стал записывать поездки через их «прекрасное» мобильное приложение, карта сразу перестала работать.
Простите за нелепое предположение, но, может, «Мосгортранс» так «деньги делает»? Очень удобно: никто и не узнает, по какой причине карта вышла из строя. А так, не особо принципиальные льготники (в том числе дети из многодетных семей, пенсионеры, инвалиды, студенты, аспиранты) просто заплатят за проезд банковской картой. Ну или в особо выигрышном случае, как я, штраф.
Совсем недавно поговорил со знакомым, и, оказывается, я не единственный, у кого карта перестала работать после записи поездок через мобильное приложение. А, может, предположение, высказанное ранее, не такое уж «бредовое»?
В самом ГКУ, кстати, про технические неисправности тоже слушать не стали. У них задача одна – штрафовать.
По дороге пытался связаться со специалистом из Московского транспорта, чтобы узнать адрес ГКУ «Организатор перевозок». У меня сложилось впечатление, что это какая-то «тайна за семью печатями». Специалист предлагала мне подать жалобу в электронной форме, присылала номер горячей линии. В общем старательно игнорировала, казалось бы, простейшую просьбу – сообщить адрес ГКУ «Организатор перевозок», по которому ведется прием граждан. И опять, отвечали мне раз в 7-10 минут. Наверное, девушка-оператор надеялась, что я просто выключу приложение и наконец от нее отстану. В конце концов, спасибо, сказала.
Наконец я приехал в сервисный центр, расположенный на станции метро «Савеловская», заполнил заявление на восстановлении моей социальной карты. Тогда я еще думал, что карту мне сейчас перевыпустят. На деле же, она две минуты полежала на какой-то «подставочке» и мне ее вернули. Догадываюсь, что некорректную запись поездок просто отменили.
Ну, и, в таком случае, версия про то, что карта перестала работать из-за каких-то физических недостатков решительно отметается. Проблема – в программном обеспечении мобильного приложения «Метро Москвы».
Затем я все-таки поехал в ГКУ «Организатор перевозок» в надежде на здравый смысл хотя бы вышестоящего руководства. Как оказалось, ситуация там обстоит не лучше. Для них оплатить проезд – значит приложить карту к валидатору. Технические неисправности решительно никого не интересуют. Меня сразу предупредили, что письменное обращение ни к чему не приведет, решение мне якобы уже озвучили.
Сегодня, 4 октября, ездил в эту организацию повторно, было официальное рассмотрение моей жалобы. Рассматривал тот же человек, что и в первый раз. Показал мне копию запроса в отдел доходов и сообщил, что погашения проезда 25 сентября не было.
Вероятно, он меня совсем не слушал, так как я и не пытался доказать, что «погасил» проезд. Я продолжал настаивать на неисправностях их мобильного приложения.
Справки из Сбербанка о пополнении его не интересовали.
Посмотрел на камеру, увидел, что я там «что-то пытался сделать у валидатора», но из-за поручня не смог разглядеть.
Поразительно, на самом деле, как так устанавливают камеры в автобусах, что потом сотрудники вашего же департамента не могут ничего разглядеть. Может, вы деньги на ветер тратите?
В результате я просидел в ГКУ «Оганизатор перевозок» около двух с половиной часов, из них максимум полчаса я разговаривал с сотрудником. Все остальное время он куда-то уходил: то сделать копии, то посмотреть записи с камер.
Надежда на ГКУ «Организатор перевозок» не оправдалась, мою жалобу оставили без удовлетворения.
Тем не менее, я не собираюсь останавливаться, соответствующие запросы были направлены в Прокуратуру города Москвы, Министерство Транспорта Российской Федерации, Роспотребнадзор и Администрацию Президента Российской Федерации. Некоторые из них были перенаправлены в ГКУ «Организатор перевозок», но с ними обсуждать мне больше нечего.
Планирую в ближайшее время обратиться в суд.
Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что переход в Москве на «цифровую экономику» решительно провалился. Сервисы Московского транспорта не справляются с возложенными на них задачами – а страдают потом простые люди.
Не понимаю, зачем было убирать кондукторов, зачем было убирать турникеты при входе в автобус. Зачем было отменять возможность приобрести билет у водителя? Чтобы потом устраивать «охоту на ведьм»?
Как говорится, «мораль сей басни такова»:
Заплатите 50 рублей за проезд по банковской карте (будете смеяться, но карта Сбера у меня тоже по какой-то причине не читается) и не тратьте свои нервы на эти разборки.
Если у вас, как и у меня, социальная карта или проездной – оплачивайте билеты в кассах.