Совершенно случайно, путешествуя по Чувашии, мы узнали, что в республике есть старинный виадук, диковинка, которых по всей России можно сосчитать на пальцах рук. Ну а то, что он расположен всего в 100 км от Чебоксар, практически по дороге в Тамбов, вообще было подарком судьбы.
Однозначно, это жемчужина среди многочисленных достопримечательностей Чувашии.
У моста даже в будни много туристов. Несмотря на аварийное состояние, на мост можно забраться с противоположной стороны от стоянки и прогуляться по всей его длине. Ну а фантастические виды и завораживающие тени на закате и рассвете делают его желанной локацией для фотосессий.
Виадук один из самых посещаемых туристических объектов Чувашии, включен в список объектов культурного наследия РФ.
Немного истории и деталей:
"Мокринский железнодорожный мост через речку Ута - железобетонный арочный виадук, является бывшим перегоном на участке Москва-Казань между железнодорожными станциями Мокр́Ы и Ачакс, расположен в деревне Мокры, Чувашской Республики. " (Википедия).
Подъезд к мосту замечательный, на любом автомобиле по хорошей асфальтовой дороге, нужно лишь, повернуть на север у деревни Чагаси. Ну или любой навигатор проведёт Вас прямо к месту.
Координаты: 55.491986, 47.333056
Инженерное чудо в Чувашии строил инженер Гехард Шумахер в 1914-1918 гг по проекту учёного мостостроителя Григория Передерия, о чём он пишет в своей книге «Курс железобетонных мостов».
По легенде, при проведении испытаний моста в 1918 году сам Шумахер вместе с семьей стоял под одним из пролетов. Существует версия, что Передерия и Шумахер это один и тот же человек, а Шумахер – это псевдоним русского инженера.
"Мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролётов, общей длиной около 370 метров, высота 34 метра, а ширина 4 метра, общая длина моста — 1200 метров. К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением." (Википедия)
С 1935 г. мост охранялся военными, а во время ВОВ мост имел стратегическое значение, здесь проходили составы с боеприпасами и оборудованием, фашистам было важно уничтожить его. Но у них не было достоверной информации по его местоположению, и мост остался нетронутым.
Мост пережил войну, но время беспощадно. "Свой функционал мост потерял в 1986 году, движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран, а севернее в километре от него построили новый участок и новый мост с двумя путями с целью спрямления действующего железнодорожного пути." Из поезда Москва-Казань мост прекрасно виден, если смотреть на юг при подъезде к станции Мокры.
В начале прошлого века железную дорогу не могли построить по прямой из-за чрезмерного перепада высот для техники того времени, паровоз попросту не мог тянуть состав в такой подъём. Путь удлинили такой дугой с виадуком, и за счёт увеличившегося расстояния уменьшили уклон дороги. Современные поезда обладают достаточной мощностью для движения "напрямую". Кроме этого, виадук был неэлектрифицированным и однопутным, что в современных реалиях критично.
Внизу под мостом — чудодейственный источник «Сиплех сал кусе» (в переводе с чувашского Ключ здоровья), с оборудованной купелью, а также часовня святой равноапостольной княгини Ольги. Жители говорят, что эта вода исцеляет от недугов.
Любопытные факты о мосте.
- Если встать под аркой у одной опоры и шептать, то у противоположной опоры шепот легко слышен.
- Деревня Мокры Мокры (мăкăр (чув.) - бугор, холм). Любопытно, что ударение в названии станции надо ставить на последнюю букву - МокрЫ . Соответственно название моста – МокрЫнский, но все его знают как Мокринский.
- Изображён на гербе Чагасьского сельского поселения.
Ну и конечно же стоит напомнить о безопасности. Мост в аварийном состоянии, много факторов риска (высота, провалы, торчащая арматура). Известен 1 несчастный случай (фотограф погиб, сорвавшись во время работы), а это лишнее напоминание о повышенном внимании, если вы решитесь на прогулку по сказочному виадуку.