Найти в Дзене
Занятные заметки

Православные покровители учителей и воспитателей

5 октября - Всемирный и Всероссийский День учителя.

Небесными покровителями "учащих и учащихся" издревле являются святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий - христианские миссионеры, проповедники. Они явились просветителями славянских народов (западных, южных и восточных), создателями славянской азбуки, письменности, литературного языка, переводчиками на славянский язык основных богослужебных книг (около 863 г.).

Распространение славянской азбуки происходило также трудами учеников и последователей святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В настоящее время письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, говорящие почти на 60 языках.

Иллюстрация из сети. Картина художника Владимира Жданова
Иллюстрация из сети. Картина художника Владимира Жданова

Отечественные школы были организованы вместе с Крещением Руси в конце 10 века для общегосударственного народного просвещения и утверждения в православной вере. Широкое распространение школ произошло благодаря уже имевшейся к тому времени славянской азбуке и книгам, переведённым святыми Кириллом и Мефодием с учениками. В летописях говорится о том, что на Руси с Церковью появилось книжное учение, вверенное великим князем Владимиром I духовенству. Просвещение было словесным и наглядным в храмах и книжным в школах при них. Учителям поручалось "благочинно учить юных детей как словесам книжного разума, так и благонравию, в правде и в любви, началу премудрости; всегда прилагать учение от закона Господня, на пользу души же и тела" (из описания 16 в. первых школ Руси).

"Училищами веры" и центрами книжного учения были также монастыри. При монастырях призревались дети-сироты и странники; по всей видимости и в соответствии с древними традициями их наставляли в православной вере, учили всему полезному, в том числе грамоте (известны случаи и когда взрослые люди, поступив в монастырь, становились там "книжными"). В монастырях изготавливались книги, которые были очень ценны в те времена и необходимы для просвещения; в монастырях и кафедральных соборах велись летописи.

Не только в мужских монастырях, но и в женских создавались школы: например, в 11 веке киевской княжной-инокиней Анной Всеволодовной - для обучения девиц чтению, письму, пению, рукоделиям; также одна из самых известных подобных школ основана в 12 веке святой преподобной Евфросинией Полоцкой; они же сами и преподавали в созданных школах.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фрагмент миниатюры из Радзивиловской летописи, основной список которой представляет собой лицевую (иллюстрированную) рукопись конца 15 в. (Иллюстрация из сети)
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фрагмент миниатюры из Радзивиловской летописи, основной список которой представляет собой лицевую (иллюстрированную) рукопись конца 15 в. (Иллюстрация из сети)

А первой небесной покровительницей воспитателей и учителей является святая Людмила, княгиня Чешская, мученица (конец 9 - начало 10 века; день памяти 29 сентября). Так же, как и её супруг - князь Богемии Боривой Премысловец - святая княгиня Людмила приняла святое Крещение от самого святителя Мефодия, который в то время был архиепископом Моравии (Богемия и Моравия - исторические земли Чехии). Как правители-христиане они проявляли заботу о просвещении и о строительстве храмов. Рано оставшись вдовой, святая Людмила разумно управляла княжеством до совершеннолетия старшего сына, и правление двоих своих сыновей продолжала содействовать утверждению Церкви в своей земле, способствуя просвещению народа, всегда помогая нуждающимся: сиротам, вдовам, старикам, возвращая за выкуп пленных соотечественников. Особенной заботой её как духовной дочери просветителя славян было воспитание, наставление в православной вере и обучение грамоте своего внука и наследника престола князя Вячеслава Вратиславича.

Святая княгиня Людмила учит своего внука - святого Вячеслава, князя Чешского, рядом стоит её невестка - мать князя Драгомира. С картины Йозефа Матхаузера (конец 19 - начало 20 века). Иллюстрация из сети
Святая княгиня Людмила учит своего внука - святого Вячеслава, князя Чешского, рядом стоит её невестка - мать князя Драгомира. С картины Йозефа Матхаузера (конец 19 - начало 20 века). Иллюстрация из сети

Когда её сын Вратислав погиб в сражении, при князе Вячеславе было назначено два регента - Людмила и её невестка Драгомира. Княгиня Людмила добровольно удалилась в замок Тетин; с началом княжения её возросшего внука Вячеслава, будучи в преклонном возрасте, она все дни проводила в молитве, рукоделии и благотворении. Там святая Людмила и приняла мученический венец в результате козней своей невестки Драгомиры, которая по свидетельству хроник, была властолюбивой, ревнивой и жестокой и в начале правления молодого князя Вячеслава стремилась насаждать в стране языческие обычаи. Мощи святой Людмилы были погребены у городской стены г. Тетин, а от её гроба сразу же стали совершаться чудеса и исцеления; тогда святые мощи мученицы были с почестями перенесены в Прагу (в церковь святого Георгия Победоносца) её внуком князем Вячеславом, который тоже явил святость жизни и стал национальным покровителем Чехии (день памяти 11 октября).

Житие святой княгини-мученицы Людмилы было написано ещё в середине 10 века, и на Руси оно стало известно издавна (официальная канонизация состоялась в 12 веке). А её образ просветительницы и наставницы своего святого и почитаемого внука соотносится с образом великой древнерусской княгини Ольги, жившей всего на несколько десятилетий позднее, и её воспитанника-внука - великого равноапостольного князя Владимира Святославича, при котором состоялось Крещение Руси (конец 10 века).

Примечательно, что учреждение Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии состоялось в 1999 году именно 5 октября.

Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси располагается на Патриаршем Подворье - в храме святителя Николая Чудотворца в Котельниках ( в нём хранятся частицы святых мощей Людмилы и Вячеслава, князей Чешских). Упоминание о храме относится ещё к середине 16 в., ныне существующий храм построен в первой четверти 19 века. Фото из сети
Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси располагается на Патриаршем Подворье - в храме святителя Николая Чудотворца в Котельниках ( в нём хранятся частицы святых мощей Людмилы и Вячеслава, князей Чешских). Упоминание о храме относится ещё к середине 16 в., ныне существующий храм построен в первой четверти 19 века. Фото из сети

Имя Людмила стало очень популярным в нашем Отечестве благодаря также великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его известнейшей поэме "Руслан и Людмила". Впервые только что завершенная поэма была прочитана А.С. Пушкиным его наставнику - поэту Василию Андреевичу Жуковскому: именно он ясно увидел и на протяжении всех последующих лет поддерживал благое развитие таланта Александра Сергеевича. В тот знаменательный день В.А. Жуковский и подписал свой портрет со словами "Победителю-ученику от побежденного учителя" (1820 год); он всегда вдохновлял гения, по христиански наставлял его, заботился о нём, поэтому В.А. Жуковского именуют ангелом-хранителем А.С. Пушкина.

Василий Андреевич Жуковский был и в самом деле педагогом: он являлся официальным наставником наследника престола, в будущем императора-освободителя Александра II, до этого был чтецом и учителем русского языка на придворной службе. Он разработал систему обучения, которую называл своей "педагогической поэмой" (курс состоял из трёх разделов: арифметика, Живописная азбука и Живописная Священная история), составив при этом ряд учебных пособий (вторая четверть 19 века); использовал эту систему и при обучении своих детей.

Вспоминается в эти дни и святой король Сербский Владислав из династии Неманичей, прославленной верностью Отечеству и православию, целым рядом святых (день памяти 7 октября). Наставником благочестивого короля (царя) Владислава был его дядя - архиепископ Савва, который в конце земного пути отправился в паломничество по Святым местам, перед этим созвав Сербский Архиерейский собор (первая половина 13 века), где был избран его преемник из числа ближайших учеников - святитель Арсений. Святитель Савва отошёл ко Господу на обратной дороге - в болгарском городе Тырнове и там же с честью был погребен царём Асенем. Тогда король Владислав и святитель сербский Арсений решили просить мощи великого молитвенника Сербии Саввы в родную Сербию. После неоднократных просьб к царю Асеню, который также очень чтил эту святыню, король Владислав сам прибыл в болгарскую землю и первым делом отправился к могиле святителя Саввы, где он с епископами и вельможами воздал угоднику Божиему поклонение, прося его не отринуть прошения и не оставить своего Отечества, где он усердно потрудился. На следующее утро болгарский царь Асень согласился передать мощи святителя. Тогда же было выявлено, что тление не коснулось мощей святого Саввы, которые чудесно и тонко благоухали, даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми - всем казалось, что святой просто спит.

Простившись с болгарским царем с благодарностью, Владислав отправился вместе с процессией с мощами своего наставника и учителя благочестия всей Сербии святителя Саввы. Он шёл впереди мощей и радостно восклицал в подобие псалмов святого царя Давида: "Возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждой веселия одел меня, даровав мне господина моего, святого моего отца и учителя, заступника в молитвах моему Отечеству и почёт наследия моего!"

Монастырь Милешев в Герцеговине основан в начале 13 в. сербским королем святым Владиславом, который именно сюда перенес из Болгарии земные останки своего дяди и наставника - святителя Саввы Сербского. У гробницы святителя много людей получили исцеления. Ансамбль фресок храма Вознесения Господня в Милешевой относится к шедеврам сербского средневекового искусства (https://pravoslavie.ru/). Фото из сети
Монастырь Милешев в Герцеговине основан в начале 13 в. сербским королем святым Владиславом, который именно сюда перенес из Болгарии земные останки своего дяди и наставника - святителя Саввы Сербского. У гробницы святителя много людей получили исцеления. Ансамбль фресок храма Вознесения Господня в Милешевой относится к шедеврам сербского средневекового искусства (https://pravoslavie.ru/). Фото из сети

Великое культурное наследие - от светлых просветителей и мудрых наставников - учит доброму и вечному, необходимому и полезному.