5 октября - Всемирный и Всероссийский День учителя.
Небесными покровителями "учащих и учащихся" издревле являются святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий - христианские миссионеры, проповедники. Они явились просветителями славянских народов (западных, южных и восточных), создателями славянской азбуки, письменности, литературного языка, переводчиками на славянский язык основных богослужебных книг (около 863 г.).
Распространение славянской азбуки происходило также трудами учеников и последователей святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В настоящее время письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, говорящие почти на 60 языках.
Отечественные школы были организованы вместе с Крещением Руси в конце 10 века для общегосударственного народного просвещения и утверждения в православной вере. Широкое распространение школ произошло благодаря уже имевшейся к тому времени славянской азбуке и книгам, переведённым святыми Кириллом и Мефодием с учениками. В летописях говорится о том, что на Руси с Церковью появилось книжное учение, вверенное великим князем Владимиром I духовенству. Просвещение было словесным и наглядным в храмах и книжным в школах при них. Учителям поручалось "благочинно учить юных детей как словесам книжного разума, так и благонравию, в правде и в любви, началу премудрости; всегда прилагать учение от закона Господня, на пользу души же и тела" (из описания 16 в. первых школ Руси).
"Училищами веры" и центрами книжного учения были также монастыри. При монастырях призревались дети-сироты и странники; по всей видимости и в соответствии с древними традициями их наставляли в православной вере, учили всему полезному, в том числе грамоте (известны случаи и когда взрослые люди, поступив в монастырь, становились там "книжными"). В монастырях изготавливались книги, которые были очень ценны в те времена и необходимы для просвещения; в монастырях и кафедральных соборах велись летописи.
Не только в мужских монастырях, но и в женских создавались школы: например, в 11 веке киевской княжной-инокиней Анной Всеволодовной - для обучения девиц чтению, письму, пению, рукоделиям; также одна из самых известных подобных школ основана в 12 веке святой преподобной Евфросинией Полоцкой; они же сами и преподавали в созданных школах.
А первой небесной покровительницей воспитателей и учителей является святая Людмила, княгиня Чешская, мученица (конец 9 - начало 10 века; день памяти 29 сентября). Так же, как и её супруг - князь Богемии Боривой Премысловец - святая княгиня Людмила приняла святое Крещение от самого святителя Мефодия, который в то время был архиепископом Моравии (Богемия и Моравия - исторические земли Чехии). Как правители-христиане они проявляли заботу о просвещении и о строительстве храмов. Рано оставшись вдовой, святая Людмила разумно управляла княжеством до совершеннолетия старшего сына, и правление двоих своих сыновей продолжала содействовать утверждению Церкви в своей земле, способствуя просвещению народа, всегда помогая нуждающимся: сиротам, вдовам, старикам, возвращая за выкуп пленных соотечественников. Особенной заботой её как духовной дочери просветителя славян было воспитание, наставление в православной вере и обучение грамоте своего внука и наследника престола князя Вячеслава Вратиславича.
Когда её сын Вратислав погиб в сражении, при князе Вячеславе было назначено два регента - Людмила и её невестка Драгомира. Княгиня Людмила добровольно удалилась в замок Тетин; с началом княжения её возросшего внука Вячеслава, будучи в преклонном возрасте, она все дни проводила в молитве, рукоделии и благотворении. Там святая Людмила и приняла мученический венец в результате козней своей невестки Драгомиры, которая по свидетельству хроник, была властолюбивой, ревнивой и жестокой и в начале правления молодого князя Вячеслава стремилась насаждать в стране языческие обычаи. Мощи святой Людмилы были погребены у городской стены г. Тетин, а от её гроба сразу же стали совершаться чудеса и исцеления; тогда святые мощи мученицы были с почестями перенесены в Прагу (в церковь святого Георгия Победоносца) её внуком князем Вячеславом, который тоже явил святость жизни и стал национальным покровителем Чехии (день памяти 11 октября).
Житие святой княгини-мученицы Людмилы было написано ещё в середине 10 века, и на Руси оно стало известно издавна (официальная канонизация состоялась в 12 веке). А её образ просветительницы и наставницы своего святого и почитаемого внука соотносится с образом великой древнерусской княгини Ольги, жившей всего на несколько десятилетий позднее, и её воспитанника-внука - великого равноапостольного князя Владимира Святославича, при котором состоялось Крещение Руси (конец 10 века).
Примечательно, что учреждение Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии состоялось в 1999 году именно 5 октября.
Имя Людмила стало очень популярным в нашем Отечестве благодаря также великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его известнейшей поэме "Руслан и Людмила". Впервые только что завершенная поэма была прочитана А.С. Пушкиным его наставнику - поэту Василию Андреевичу Жуковскому: именно он ясно увидел и на протяжении всех последующих лет поддерживал благое развитие таланта Александра Сергеевича. В тот знаменательный день В.А. Жуковский и подписал свой портрет со словами "Победителю-ученику от побежденного учителя" (1820 год); он всегда вдохновлял гения, по христиански наставлял его, заботился о нём, поэтому В.А. Жуковского именуют ангелом-хранителем А.С. Пушкина.
Василий Андреевич Жуковский был и в самом деле педагогом: он являлся официальным наставником наследника престола, в будущем императора-освободителя Александра II, до этого был чтецом и учителем русского языка на придворной службе. Он разработал систему обучения, которую называл своей "педагогической поэмой" (курс состоял из трёх разделов: арифметика, Живописная азбука и Живописная Священная история), составив при этом ряд учебных пособий (вторая четверть 19 века); использовал эту систему и при обучении своих детей.
Вспоминается в эти дни и святой король Сербский Владислав из династии Неманичей, прославленной верностью Отечеству и православию, целым рядом святых (день памяти 7 октября). Наставником благочестивого короля (царя) Владислава был его дядя - архиепископ Савва, который в конце земного пути отправился в паломничество по Святым местам, перед этим созвав Сербский Архиерейский собор (первая половина 13 века), где был избран его преемник из числа ближайших учеников - святитель Арсений. Святитель Савва отошёл ко Господу на обратной дороге - в болгарском городе Тырнове и там же с честью был погребен царём Асенем. Тогда король Владислав и святитель сербский Арсений решили просить мощи великого молитвенника Сербии Саввы в родную Сербию. После неоднократных просьб к царю Асеню, который также очень чтил эту святыню, король Владислав сам прибыл в болгарскую землю и первым делом отправился к могиле святителя Саввы, где он с епископами и вельможами воздал угоднику Божиему поклонение, прося его не отринуть прошения и не оставить своего Отечества, где он усердно потрудился. На следующее утро болгарский царь Асень согласился передать мощи святителя. Тогда же было выявлено, что тление не коснулось мощей святого Саввы, которые чудесно и тонко благоухали, даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми - всем казалось, что святой просто спит.
Простившись с болгарским царем с благодарностью, Владислав отправился вместе с процессией с мощами своего наставника и учителя благочестия всей Сербии святителя Саввы. Он шёл впереди мощей и радостно восклицал в подобие псалмов святого царя Давида: "Возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждой веселия одел меня, даровав мне господина моего, святого моего отца и учителя, заступника в молитвах моему Отечеству и почёт наследия моего!"
Великое культурное наследие - от светлых просветителей и мудрых наставников - учит доброму и вечному, необходимому и полезному.