Принято считать, что первыми казаками были бедные люди, почти не имевшие собственного платья. Только после многочисленных походов на турок и татар казаки обзавелись богатой одеждой. Шаровары, остроносые сапоги — все это традиции, воспринятые от врагов. Тем не менее, существовало железное правило — никогда не надевать на себя чужое одеяние. Почему?
Одежда в жизни казака
Как утверждает А. В. Яровой, автор книги «Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал», в былые времена человек воспринимал свою кожу и одежду как некую границу между собой и миром. Неудивительно, что в начальный момент боя казаки порой разрывали на себе рубахи, что соответствовало разрыванию упомянутых границ. Однако для того, чтобы лишний раз не соприкасаться с силами хаоса, одежду в прежние времена украшали вышивками-оберегами. Путешественник Иванов-Желудков так описывал одежду казака-некрасовца: «Ворот, грудь, подол и обшлаг его рубахи вышиты были красными и синими нитками».
Впрочем, долгое время (по крайней мере запорожские) казаки не имели возможности заботиться о своей внешности. По словам Дмитрия Яворницкого, автора издания «История запорожских казаков», тогда казак и нищета были синонимами. Не зря сами казаки говорили: «Казак – душа правдыва – сорочки не мае». Впоследствии военная форма, ставшая традиционной одеждой казаков, так же, как и национальный костюм для представителей различных народов, приобрела сакральное значение. Разбогатеть казакам, имевшим всего одно-два платья, если верить малороссийскому летописцу, на которого в свою очередь ссылается Яворницкий, помогли войны с турками и татарами.
Дух прежнего хозяина
Примечательно, что, по утверждению Михаила Астапенко, автора издания «История казачества России», даже после того, как казаки приоделись, в походы они все равно предпочитали ходить в ветхой одежде для того, чтобы лишить неприятеля соблазна поживиться их одеждой, если вдруг случится пасть в неравном бою. Турки же, в отличие от казаков, всегда богато наряжались, украшая свои и без того роскошные и дорогие наряды алмазными и золотыми изделиями. Подобное поведение казаков объяснялось не только нуждой, испытанной в прошлом, но и определенным отношением к собственной и даже чужой одежде, как ко «второй коже», которая несла особый духовный смысл.
Неудивительно, что казаки, как отмечает в своей книге «Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)» Андрей Кашкаров, крайне редко надевали на себя одежду, добытую в бою. Считалось, что одежда обладает сильной энергетикой своего хозяина, поэтому надевая какие-либо предметы гардероба другого человека, казак теряет свою волю и подпадает под волю чужую. Понятно, что казаки, всегда отличавшиеся своим свободолюбием и не желавшие подчиняться никому, не хотели утрачивать волю и становится марионетками в руках у потусторонних сил.
Подарки и трофеи
По причине вышеупомянутых поверий, как пишет в своем труде «Казачий костюм как элемент региональной культуры Поволжья» Иван Карандашов, настоящий казак никогда не стал бы носить даже «шубу с царского плеча». Как утверждает Карадашов, атаманы не награждали отличившихся воинов собственными атаманскими кафтанами, а предпочитали дарить героям отрезы тканей «на справу». Из материала, преподнесенного атаманом, казаки уже сами справляли себе новую одежду. Интересно, что наиболее ценными нарядами у казаков считались те, что были пошиты их женами или матерями. Казаки были уверены, что эта одежда защищает во время сражений не меньше, чем самое лучшее оружие.
Впрочем, не всегда казакам удавалось придерживаться подобных традиций. По словам Анны Коваленко, автора издания «Культура казачества восточных окраин России: XVII--начало XX вв.», в исключительных случаях (например, в боевых условиях) обстоятельства вынуждали казаков пользоваться трофейной одеждой. Однако эта одежда в обязательном порядке должна была пройти тщательную обработку и чистку для того, чтобы изгнать из нее дух прежнего хозяина, способный принести существенные осложнения в жизнь казака.