Найти в Дзене
ABBAS DJUMA

Ратификация Римского статута - кризис и трагедия Армении

Оглавление

Парламент Армении на днях ратифицировал Римский статут Международного уголовного суда. За это проголосовали 60 депутатов, против высказались 22. Оппозиция решение бойкотировала. В Ереване такой шаг объяснили попыткой привлечь к ответственности в Международном уголовном суде (МУС) руководство Азербайджана. В Москве при этом решение армянского парламента назвали «чрезвычайно враждебным» к России, поскольку до этого МУС санкционировал арест Владимира Путина. Что действительно кроется за действиями Армении и к чему это приведет в эксклюзивном интервью мне рассказал бывший Губернатор Сюникской области, лидер партии «Возрождающаяся Армения» Ваге Акопян.

© Photo : official site of the Government of RA
© Photo : official site of the Government of RA

БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

- Был ли у Еревана выбор - ратифицировать или нет?

- Ответ очевиден. Если у властей Армении не было выбора ратифицировать или нет, значит, у Армении просто нет суверенитета. Уже много лет эти власти с утра до ночи проводят «показательные выступления» на тему суверенитета Армении, защиты этой суверенности и т.д. Но повторюсь, если у армянских властей действительно не было выбора относительно ратификации Римского статута, значит они свели на нет суверенитет Армении.

Если же предположить, что выбор у них был, но они все же решили ратифицировать Римский статут, то это уже другая тема, тоже очень сложная. В той ситуации, в которой сейчас находятся Армения, Нагорный Карабах и карабахский народ, просто не может быть приемлемым выбор, опустошающий все подряд и по всем направлениям, разрушающий отношения со всеми внешними партнерами. Поэтому в обоих случаях - ратифицировала Армения Римский статут сама или под давлением - вывод был и остается тот же: пребывание этих людей у власти чревато новыми вызовами, новым кризисом и новой трагедией.

- Каковы были реальные цели этого шага?

- Цели, о которых говорят нынешние власти Армении, ратифицируя Римский статут, на самом деле не имеют ничего общего с реальностью. Это, безусловно, надуманные обоснования, которые призваны оправдать их шаги, но далеки от их реальных целей. На самом, нынешние власти Армении с первых же своих шагов и до сих пор углубляют процесс превращения Армении в площадку геополитического столкновения силовых центров. И всю эту тему по Римскому статуту следует рассматривать только в этом контексте, в таком русле. 

УГЛУБЛЕНИЕ РАЗРЫВА

- Как это скажется на дальнейших отношениях Москвы и Еревана?

- Естественно, официальные отношения Москвы и Еревана претерпевают сейчас наихудшие времена. И понятно, что ратификация Римского статута еще более углубит кризис этих отношений. Я регулярно и часто говорил о том, что делало и чего не делало так называемое правительство Армении относительно армяно-российских отношений, и не буду вновь обращаться к этой теме. Но вместе с этим у нас, безусловно, достаточно серьезные вопросы и к Москве, которая «перепутала» отношения с Пашиняном с отношением к Армении, Карабаху и ко всему армянскому народу. А не стал ли Пашинян просто «удобным поводом» для геополитических маневров России? В этом контексте наивны думающие, что армянский народ смирится с тем, что произошло и происходит сейчас в Карабахе.

- Оппозиция бойкотировала решение. Но что представляет из себя сегодняшняя оппозиция в Армении?

- В классическом понимании у нас есть парламентская и внепарламентская оппозиция. Я уверен, что вам известны, какие партии и силы в них присутствуют. В то же время очень важно понять, что институциональная оппозиция (парламентская и внепарламентская) – это одно, а общественное мнение и настроения – это другое. С этой точки зрения, сегодня значительное большинство населения Армении имеет оппозиционные взгляды, не доверяет этим властям, но, к сожалению, достичь консолидации общества, которая стала бы толчком для серьезных, четких шагов и действий, пока не удается.

В этом контексте более чем понятно, почему оппозиция бойкотировала решение о ратификации Римского статута. Однако проблема в том, что институциональная оппозиция сегодня не способна выполнить свою роль по объединению общества.

Но это отдельная и довольно сложная тема - с объективными и субъективные причинами.