Вопрос:
Какая из страстей самая пагубная, на какую прежде всего нужно обращать внимание?
Ответ батюшки:
Любая страсть пагубная. Любой грех, даже самый мелкий, самый маленький, может привести нас на самое дно ада, привести к тому, что мы не сможем достигнуть царствия Божия, царствия небесного.
Страсть — это вообще по учению святоотеческому, это не просто грех какой-то, но это грех, который навыком, то есть постоянным употреблением и привычкой превратился в нечто большее. Именно это называется страстью.
Если от греха эпизодического, от греха, который мы совершаем в первый раз или единократно, достаточно легко освободиться, даже от самого тяжелого греха, то вот от страсти, то есть от греха, навыком превращенного в нечто большее, освободиться уже очень сложно и очень трудно.
И вот сравнивать эти страсти, конечно, занятие бессмысленное. Потому что для одного человека страсть одна, очень страшна и вредна. А для другого это совершенно другая страсть.
Ну, например, что хуже? Алкоголизм или блуд? Что хуже чревоугодие, скажем, или наркомания?
Вот на эти вопросы довольно бессмысленно отвечать однозначно по отношению к каждому человеку. Та страсть, которой вы прилежите, та страсть, которая в настоящий момент вас обуревает, она и есть самая важная и самая главная. И именно с ней следует бороться.
Блуднику не надо бороться со страстью винопития, если он совершенно равнодушен к алкоголю. И наоборот, алкоголику бесполезно бороться с другими грехами, если для него сейчас самое главное - это освободиться от алкоголизма.
Конечно, очень часто бывает, что страсти идут парами. Например, невоздержанности в спиртных напитках часто сопутствует и страсть блуда. И об этом говорит апостол, когда он упоминает, что "не упивайтесь вином, в нем бы есть блуд".
Эти страсти действительно идут вместе. Не только эти, конечно, но и другие тоже. Они идут или парами, или просто превращаются в некий клубок даже страстей, с которыми необходимо бороться. Но всегда есть что-то первое, а что-то второе.
Вот в этом выражении апостола мы и видим главу страсти или даже нескольких страстей, а именно пьянство.
"Не упивайтесь вином",
- говорит апостол. Это означает, что, в первую очередь, нам надо бороться с тем, что является родоначальником этого клубка страстей. В данном случае это пьянство, это алкоголизм. В других случаях - другое.
Поэтому каждый человек, который подходит к душе своей внимательно, который часто бывает на исповеди, который все свои грехи открывает перед Крестом и Евангелием во время Таинства покаяния, он прекрасно знает, что чаще всего ему приходит на ум и с чем чаще всего ему приходится бороться. Именно с этим и нужно в первую очередь бороться.
Означает ли это, что на все остальное не надо обращать внимания?
Нет, конечно. Конечно, когда мы приходим к Христу и Евангелию, мы всегда рассказываем не только о каком-то одном грехе, мы рассказываем, конечно, о всем том, что нас обдержит. И в этом смысле выделять что-то самое важное, на что стоит направить внимание, может быть, даже и не стоит.
Надо бороться со всем и помнить прекрасно, что наши грехи искуплены дорогой ценой — кровью Иисуса Христа.
Если мы об этом будем помнить, то, конечно, сама эта кровь и тело Христово, которое мы принимаем в таинстве причастия, будут нам во оставление грехов и в жизни вечной и в борьбу с нашими страстями, которые Господь победил на кресте за нас и за нас принес свою жертву там.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Статья по теме: