Федеральная служба безопасности предложила обязать организаторов распространения информации в интернете хранить данные о геолокации и платежных средствах пользователей. Новые нормативы опираются на принятый еще пять лет назад так называемый закон Яровой. Для чего это нужно, в чем отличие от уже действующих правил и почему инициатива силовиков встревожила бизнес — в материале NEWS.ru.
Что предлагает ФСБ
Как следует из обнародованного проекта постановления правительства, подготовленного ФСБ, изменения вносятся в правила хранения данных организаторами распространения информации в интернете, которые были утверждены в 2020 году. Реестр таких компаний и сервисов существует с 2014 года, его ведет Роскомнадзор. В перечень включены, в частности, социальная сеть «ВКонтакте», сервисы «Яндекса» и другие ресурсы.
В настоящее время эти ресурсы не обязаны предоставлять силовикам прямой доступ к сведениям о геолокации пользователей и производимых платежах. Но сами сведения сервисы хранят. Пять лет назад в России вступил в силу так называемый закон Яровой, согласно которому компании, внесенные в соответствующий реестр, обязаны хранить данные о звонках и сообщениях пользователей на протяжении шести месяцев. Кроме того, по запросу они должны предоставлять ФСБ и другим уполномоченным органам информацию о действиях пользователей, в том числе содержание переписок.
По утверждению ФСБ, «отсутствие нормативно закрепленной обязанности по обеспечению хранения и предоставления органам Федеральной службы безопасности указанной категории сведений формирует неоднозначную правоприменительную практику, снижает эффективность оперативно-разыскной деятельности, негативно сказывается на обеспечении безопасности Российской Федерации».
Какие именно данные получат силовики
Обсуждаемая инициатива в целом не нова, эти данные силовые структуры давно получают, но по запросу, что, очевидно, сказывается на скорости и качестве разыскных мероприятий, сообщил NEWS.ru генеральный директор компании PRO32, специализирующейся на разработке программного обеспечения, Игорь Мандик.
По его словам, ФСБ сможет в режиме реального времени получать информацию о любом пользователе — где и с кем он находится, переписывается, какими голосовыми сообщениями, фотографиями и видеоматериалами обменивается, каким образом осуществляет платежи.
Собеседник NEWS.ru предположил, что в целом инициатива может оказаться полезной для раскрытия и предотвращения серьезных преступлений. Он полагает, что нужно ее оценивать с точки зрения результатов, которые она может позволить достичь. Так, отметил Мандик, многие считают, что камеры на улицах Москвы нарушают права граждан, однако ежедневно они позволяют предотвращать большое число преступлений. Он подчеркнул, что это плата за безопасность.
Для реализации своих целей и задач ФСБ необходим максимально широкий и оперативный доступ к различным ресурсам, концентрирующим данные о лицах и их деятельности — Ф. И. О., адреса, геопозиция, транзакции, перемещения, сообщил NEWS.ru эксперт в сфере безопасности офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач. При этом, про его словам, органы безопасности совершенно не интересует стоимость реализации их запросов, потому что они руководствуются государственными интересами.
«Яндекс» уже оказывался в схожей ситуации перед вступлением в силу закона о такси. С 1 сентября агрегаторы обязаны предоставлять ФСБ доступ к информационным системам и базам данных о заказах клиентов. Практически сразу после принятия закона Финляндия и Норвегия, где работает международный сервис такси от «Яндекса» Yango, запретили передавать данные своих граждан в Россию. Проблемы с доступом ФСБ к информации сервиса возникли также в Грузии и Казахстане.
Почему волнуется бизнес
Инициатива совершенно точно повысит издержки бизнеса, который, скорее всего, переложит их на своих клиентов, пояснил бизнесмен Игорь Мандик. По его оценкам, стоимость сервисов для клиента возрастет. Он рассказал, что именно так произошло при выполнении требований «закона Яровой» о хранении операторами связи звонков и сообщений абонентов. Сотовые операторы были вынуждены внедрять системы для хранения дополнительных массивов данных по регионам в масштабе всей своей сети.
Глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов в разговоре с NEWS.ru пояснил, что любая дополнительная нагрузка на бизнес приведет к удорожанию услуг.
«Исходя из этого, надо искать компромисс, чтобы и бизнес не закрывался, и вопросы национальной безопасности оставались на первом месте. Ведь когда что-то случается, мы начинаем задавать вопросы правоохранительным органам», — заявил Нилов.
Руководитель одной из коммерческих компаний, занимающейся вопросами кибербезопасности, на условиях анонимности также подтвердил NEWS.ru, что издержки бизнеса неизбежно вырастут: «В условиях снижающегося потребительского спроса это может стать проблемой. То есть цены поднимать нельзя — потребители откажутся от услуг. Но и в минус уходить тоже нельзя. Очень сложная ситуация». Он также предположил, что в любом случае все издержки будут перекладываться на плечи рядовых граждан.
Сергей Храпач указал, что тонкость заключается в том, что бизнес платит налоги, из которых финансируется оперативно-разыскная деятельность. При этом бизнес загружают все новыми расходами на ее проведение.
Не утекут ли данные
Риски утечки данных с принятием инициативы возрастут, считает Игорь Мандик. По его словам, чем больше пользователей у информационной системы — тем выше риски компрометации данных.
Основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев в свою очередь сообщил NEWS.ru, что сохранность данных также потребует дополнительного финансирования со стороны налогоплательщиков, однако безопасность государства, по его мнению, того стоит.
Он сослался на данные Роскомнадзора, согласно которым количество утечек личных данных увеличилось до 40 раз за 2023 год в сравнении с 2021 годом. Количество украденных персональных записей превышает 600 миллионов. Именно поэтому, отметил адвокат, на осенней сессии в Госдуму будет внесен на рассмотрение пакет законопроектов об оборотных штрафах для компаний, которые допускают массовые утечки.
Собеседник также отметил, что новые требования возможно предъявлять только компаниям, находящимся в российской юрисдикции. Что касается иностранных организаторов распространения информации, то им будут устраиваться различные преграды в работе на территории РФ, например блокировка сервисов VPN.
Эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач выразил опасения, что предлагаемый подход не удастся в полной мере реализовать, в частности, из-за ограничений поставок необходимого оборудования, которое в России сегодня не производится.
Читайте также:
В ГД предложили усилить контроль за лжеврачами в интернете
«МегаФон» отреагировал на требование отменить плату за раздачу интернета
Роскомнадзор предупредил об ограничении работы интернета в ряде регионов
В Минцифры пояснили, нужен ли будет паспорт для входа в интернет
Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале