Найти тему
Мастер Творцов

Фредерик Базиль – «Розовое Платье» (1864 год)

Фредерик Базиль – «Розовое Платье»
Фредерик Базиль – «Розовое Платье»

Окружение французского живописца Фредерика Базиля (годы жизни 1841-1870), состоящее из художников-авангардистов, включая Клода Моне (годы жизни 1840-1926) и Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919), а также Берту Моризо (годы жизни 1841-1895), которая со временем стала активной фигурой в их кругу, вдохновлялось работами художников-реалистов, таких как Гюстав Курбе (годы жизни 1819-1877) и ранний Эдуард Мане (годы жизни 1832-1883). Эти мастера вставляли в свои пейзажи современные на тот момент фигуры, они могли писать их и в мастерских, и на открытом воздухе (он же пленэр). Базиль в письме, которое он написал в декабре месяце 1863 года, назвал данный метод «рисованием на солнце».

В картине «Розовое Платье» Базиль выделяет фигуру своей кузины – Терезы де Ур, которая удобно сидит на каменном парапете, обрамляющим собой деревушку под названием Кастельно-ле-Лес. Сия деревня находилась в непосредственной близости от поместья семейства Базиль в Мерике – за пределами города Монпелье. Семьи Базиль и де Ур проводили летние месяцы в этом поместье, которое находилось на холмах над очаровательной коммуной Кастельно-ле-Лес, с выбеленным солнцем фасадом и крышами с терракотовой черепицей, столь типичными для южной части Франции.

Заимствуя композиционный приём пейзажной живописи у Барбизонских мастеров, Базиль помещает деревья на средний план работы, которые служат своего рода разделительной чертой между каменной террасой и стеной на переднем плане творения, а также деревней вдалеке. Деревья также прекрасно фильтруют яркий летний солнечный свет, освещающий буквально всю деревню.

Они отбрасывают прохладные тени на террасу и на фигуру Терезы, которая тихонько сидит в тени террасы в одном конце большого сада поместья, отвернувшись от зрителя, по-видимому, глубоко погружённая в себя и сильно расслабленная, так как на её ногах лишь чулки, а вот обувь отсутствует. На девушке надето повседневное лёгкое летнее платье в розовые и серые полоски и чёрный фартук.

Несмотря на радикальный отход картины от традиции, особенно в отношении плоских участков едва смешанного цвета, рыхлой манеры письма и размытости деталей, Базиль помещает свою модель в сидячую позу в три четверти – такую типичную для традиционной портретной живописи.

В подготовительном эскизе к картине Тереза не отвёрнута, а смотрит прямо на зрителя, тем самым создавая более выраженную связь между натурщицей и зрителем. Данная корректировка подчёркивает мыслительные процессы художника с точки зрения главной цели – поскорее выяснить, как объединить фигуру и пейзаж.

Четыре года спустя, всё ещё разрабатывая формулу, в которой натурщик на переднем плане изображён в обрамлении пейзажа с деревней на заднем плане творения и деревьями на его среднем плане, Базиль написал аналогичную картину под названием «Вид на Деревню» (1868 год).

Очевидно, он преуспел в своей миссии по созданию того, что должно было стать стандартным мотивом художников-импрессионистов, поскольку, увидев выставленную более позднюю работу Базиля, Моризо заметила, что он «наконец, осуществил стремление целого поколения по правильному размещению человеческой фигуры на пленэре».

  • Художник – Фредерик Базиль
  • Название – «Розовое Платье»
  • Год создания – 1864
  • Размеры – 148 х 110 сантиметров
  • Материал – Масло на холсте
  • Место нахождения – Музей Орсе (Париж, Франция)