Сегодня мало что известно о цивилизации древних ацтеков. Однако немногочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что южноамериканский народ был настолько же кровавым, насколько и... развитым в области медицины!
После трагической встречи с европейскими захватчиками на территории современной Мексики, древней цивилизации коренного населения сохранилось крайне мало информации. Но оказалось, что она стояла на гораздо более высоком уровне, чем можно было подумать, сочетая в себе мощный религиозный культ с медицинской практикой, диагностикой и фармацевтикой. Мало того: часть знаний древних ацтеков используется сегодняшней медициной!
Археологам удалось найти несколько необычно выглядящих статуэток в Западной Мексике. Они представляют собой… различные заболевания, выраженные в простой форме глиняных фигурок. Маленькие статуэтки исполнены настолько точно, что не оставляет места для сторонней интерпретации заболеваний: каждый недуг выражен чётко и в том месте, где должен быть. Благодаря археологическим находкам у учёных появилась фигурка-мать, страдающая рахитом, вылепленная из глины вместе со своим ребёнком. Коллекционер древних индейских памятных вещей, нью-йоркский врач по фамилии Вайсман, ставит довольно широкий диагноз в данном случае: недостаток витаминов.
В другой фигурке можно легко узнать слоновую болезнь, которая приводит к деформирующим опуханиям конечностей. На третьей фигурке изображена водянка как следствие нефрита - такой диагноз поставил Вейсман на основании следующих данных: он обратил внимание на типичный неприятный волдырь на губах фигуры
- Юрген Торнвальд, известный исследователь, пишет в своей книге "Старая медицина...".
Один из артефактов в коллекции Вейсмана привлёк особое внимание исследователей истории болезней, поразивших человечество. Оказалось, что на нем изображены симптомы инфекционного венерического заболевания, которое могло быть сифилисом, известным нам сегодня. Именно эта болезнь внезапно распространилась по Европе в конце XV века, и не было никаких доказательств её происхождения. Женщина из Наярита полностью покрыта язвами, подобными тем, которые привозят домой вернувшиеся моряки...
Не меньшее впечатление на исследователей истории медицины произвела статуэтка, изображающая женщину, перенёсшую кесарево сечение, необходимость которого была вызвана эклампсией. Может быть, уже тогда, в древней цивилизации Латинской Америки, врачи знали способы спасения ребёнка и матери?
Несмотря на свои достижения в области медицины, ацтеки считали, что всевозможные болезни насылаются богами. Конкретным мифическим персонажам даже приписывались их "авторские" недуги.
Так, например, богиня Тлазолтеотль отвечала за конвульсии, что, по мнению специалистов, чаще всего является эпилепсией. Образу болезни соответствовал образ самой "виновницы" несчастья, конечности которой были вывернуты, а изо рта сочилась кровь. Тем временем Ксочипилли, бог растительности и плодородия, наказывал людей (страдающих венерическими заболеваниями) другими недугами, поражающими половые органы. Подобные же методы применял к своим "непослушным" последователям и ужасный, покрытый язвами Ксолотль-Нанауатцин.
Такие убеждения, конечно же, были связаны с конкретными практиками. Недовольные боги должны были быть умиротворены достаточно большими подношениями кукурузы, драгоценных камней и золота, а также ... людьми. Ксипетотек, отвечающий за все кожные заболевания, мог, например, решить снять проклятие, если адепт наденет кожу… снятую с пленника во время весеннего праздника. Какой эффект это могло оказать на болезнь, неизвестно, но эффекта плацебо иногда бывает достаточно...
Больные люди также обращали свои молитвы к богине урожая Чикомекоатль, которая считалась центральной фигурой пантеона. По мнению ацтеков, она была способна не только приносить болезни, но также и исцелять.
Николас Монардес, врач из Севильи, в 1565 году опубликовал книгу с описанием медицины мексиканского народа. Он протестировал несколько сотен индийских лекарств, и оказалось, что многие из них обладают очень значительными целебными свойствами.
Например, колхикум использовался как мочегонное средство. Это же растение было полезно для лечения экземы и для полосканий. Сегодня мы часто пьём его в составе лечебных чаёв.
На гноящиеся раны насыпали порошкообразный обсидиан. Абсцессы разрезали ножом из того же материала. Обычно при переломах конечностей использовали фиксаторы конечностей и даже заполняли кости стружкой из одного вида сосны, когда они не заживали. Но как проводились такие операции без доступа к современному обезболиванию? Оказывается, у ацтеков анестетики были в изобилии!
Именно здесь на сцену выходит растение пейотль, которое действует подобно известному ныне наркотическому средству. После приёма растения в виде питья или высушенной мякоти, содержащей алкалоиды, с опьяневшим пациентом было легче "справиться". Пейотль оказывал совершенно иное воздействие на людей, которые его жевали. Однако, похоже, данная привычка не связана с медицинской практикой.
Древние врачи майя также умели вызывать хорошее самочувствие или одурманивать пациента вовремя подобранными дозами лекарства из жабьего стула «нанакатль» или стимулировать потенцию семенами красных бобов растения колорин. Уже известный в то время камотль клубненосный, содержащий сапонины, так же обладал анестезирующим действием. Наконец, листья табака, выкуриваемые в виде "сигар", обычно использовались для успокоения нервов. Для усиления бодрящего эффекта какао, (ацтекам оно было известно так же, как и сегодня) ацтеки превосходно употребляли его вместе с ванилью, перцем и мёдом.
Однако самым шокирующим открытием, по всей видимости, стал набор резиновых предметов, найденных в Латинской Америке врачом XVIII века Пьером Баррером. К ним относятся резиновый шприц для вливаний, а также мяч или шайба, скорее всего используемая в виде клизмы. Все это индейцы умели выделывать из сока подходящего дерева. Интересно, что только через 300 лет после завоевания Америки каучук стал использоваться в Европе.