Найти тему
Нить разговора

О «Телеграмме» Паустовского (1946) честно и только честно

Мы прочли рассказ, посмотрели экранизацию 1957 года и прослушали текст в исполнении Сергея Гармаша…

Неплохо, но, если честно, мы ожидали большего…

Гармаш сильно сократил текст, но не сказал об этом… (рассказ малюсенький, его легко можно было прочитать полностью!) Зато Гармаш подчеркнул, что для него главное - идти за Паустовским…

И ещё у Гармаша в оформлении видео что-то совсем не из Паустовского…

Экранизация очень вольная. Многие моменты искажает… Она нам не понравилась, хотя и заставила прослезиться.

У нас Риммой одновременно выступили слёзы. Я увидел, что одновременно, но момент не запомнил… Римма говорит, что это было на том моменте, когда Екатерина Петровна прослушала телеграмму Тихона и поблагодарила его за этот «обман»… Она поняла, что телеграмму от имени её дочери написал сам Тихон….

Разберем рассказ.

ОКТЯБРЬ БЫЛ НА РЕДКОСТЬ ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ. ТЕСОВЫЕ КРЫШИ ПОЧЕРНЕЛИ… С этих слов начал Паустовский свой рассказ. По календарю актуально, но у нас пока не всё так печально…

Название села Паустовский изменил. Не Солотча, а Заборье.

Екатерина Петровна (отчество изменено), дочь известного художника, доживает свой век…

-2

Среди картин и пыльного «Вестника Европы»… Картины, которые старушка уже не видит, но знает по памяти…

Она когда-то жила с отцом в Париже. В 1885 в Париже умер Виктор Гюго. Она видела его похороны.

-3

Здесь в деревне ей не с кем говорить о картинах, о Петербурге и Париже…

За Екатериной Петровной присматривают 2 человека: соседская девочка Манюшка, дочь сапожника, и старый сторож Тихон.

Манюшка носит воду из колодца, подметает пол, ставит самовар.

Катерина Петровна одаривает девчонку всякой ерундой: сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная черная шляпа.

-На что они мне?

- А ты продай.

Ещё присматривает за старухой Тихон, сторож при пожарном сарае. Он старик. Он помнит её отца и ценит его. Глядя на картины, говорит: «Работа натуральная!» Он ухаживает за садом и рубит дрова…

-4

Дочь Екатерины Петровны (Е.П.) Настя живёт в Ленинграде. 3 года уже не приезжала (в экранизации 4)….

Старуха постоянно думает о дочери. Письма они писали друг другу редко.

Раз в 2-3 месяца почтальон приносил Екатерине Петровне перевод от дочери. 200р.

-5

Интересно, куда она их девала? Почему не давала денег Манюшке?!

С переводом приходило и несколько строк. О том, что много дел, нет времени…

Старуха забывалась и нюхала деньги. Ей казалось, что от денег пахнет духами дочери… Хотя, конечно, дочь держала в руках другие купюры…

Как-то ночью ей почудился стук в давно заколоченную калитку в глубине сада… Старуха впервые за год вышла из дому, прошла до калитки, проверила и с трудом вернулась.

Увидела старый клён, который когда-то сама сажала, когда была молодой хохотушкой.

А потом написала дочери письмо: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу»… Попросила дочь приехать… «поглядеть на тебя, подержать твои ручки»….

Дочь Настя жила на Мойке в комнате с лепными потолками, работала секретарем в Союзе художников. Устраивала выставки, конкурсы. Делала много прочей работы.

-6

За русые волосы коллеги называли её Сольвейг.

Письмо матери застало её за спасением молодого скульптора Тимофеева. Он очень талантлив, но вынужден ютиться в убогом неотапливаемом помещении.

-7

Три года он вчитывался в Гоголя и создал такого Гоголя, при взгляде на которого Настя почувствовала упрёк: «А письмо в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»

Две недели Настя билась за скульптора, устроила выставку его работ. И вот на выставке, когда пришло время принимать похвалу, Настя получает телеграмму:

«Катя помирает. Тихон»

Она не знает никакого Тихона, и сначала подумала, что телеграмма не ей…

Вообще удивительно, телеграммы и письма от матери ей приходили на работу, а не по месту жительства.

И опять Гоголь упрекнул её: «Эх ты!»

-8

Она вспоминает забытое слово «мама». Потерянная, проходит мимо Исаакиевского собора. Хотя шёл мокрый снег, она села на скамейке у Адмиралтейства…

И поняла, что сейчас уже не пугают её ни переполненный поезд, ни пересадка на узкоколейку, ни тряская телега, ни засохший сад, ни материны слёзы, ни скука деревенской жизни…

Идёт по Невскому на вокзал. Билетов нет. Кассирша выглянула и проявила участие: «Что с Вами, гражданочка?». Нашлись билеты. Красная стрела.

Но уже поздно. Старушка доходит.

Манюшка ночует у неё уже шестую ночь.

-Бабка? А бабка? Ты живая?

Обращение Манюшки к Е.П. удивляет… Что её связывает с Е.П.? Почему она ухаживает за ней???

Приходит Тихон и приносит телеграмму, которую сам сочинил, чтобы подбодрить Е.П.

-9

«Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Но Е.П. поняла, что это «обманка». И вскоре умерла.

Хоронят её на следующий день…

Несут открытый гроб. А крышку несёт Манюшка с братом. Видят новую училку. Скромная и молоденькая. В областном центре у неё осталась такая же мать… Учительница расспросила о покойнице и поцеловала её руку…

На второй день после похорон приехала Настя. Всю ночь проплакала, и утром уехала незаметно…

-10

Помимо трогательной ситуации смерти в окружении чужих людей, трогательной материнской любви… рассказ мало чем трогает…

Хорошо, что привнесён образ молодой учительницы, поцеловавшей руку покойнице.

Плюс - это и частности типа «Вестник Европы», смерть Гюго, калориферы в мастерской, Красная стрела…

О минусах.

В художественном исполнении не хватает повторяемости каких-то деталей, акцента на каких-то моментах…

Образ Екатерина Петровны.

-11

Он пуст. Жила с папой в молодости в Париже, молодой хохотушкой посадила клён… Такое впечатление, что ничем в жизни не занималась… Была просто дочерью известного отца…

А ещё барыня. С Тихоном они ровесники, но он её называет «Катерина Петровна», а она его «Тиша»…

Дочь - молодец. Упрекнуть её можно только в том, что не забрала мать к себе в Ленинград. Жили бы вместе, нанимала бы сиделку, если бы была необходимость…

Говорящий Гоголь – перебор. Он наоборот оправдывает Настю… Такого талантливого скульптора спасла, вытащила из безвестной холодной лачуги…

Достаточно безжизненный рассказ… Паустовский культурно обходит тему еды, горшка, денег…

Не объяснено присутствие Манюшки. Почему она днюет и ночует у Е.П.?

Непонятна телеграмма Тихона. Если бы Е.П. поверила, она бы стала ждать. Два дня дочери нет. Значит, в дороге что-то случилось. Эти страхи бы её окончательно добили.

И такой момент: дед Насти - художник… На стенах висят его картины… Их же нужно пристраивать, спасать?!… А она просто убегает из деревни, чтобы ни с кем не общаться, не слышать упреков…

Но в общем рассказ хороший, мы не жалеем потраченного времени.

Спасибо за внимание!