Геннадий Шиндин также подробно рассказал о культурно-массовой работе среди заключенных – студиях кабельного телевидения, кружках самодеятельного художественного творчества, занятиях с психологами, сотрудничестве со священнослужителями. Но сенатор Николай Федоров предпочел оттолкнуться от иного. Ссылаясь на свою практику работы в качестве министра юстиции РФ, он отметил, что надо меньше сажать людей в места лишения свободы, тогда и не понадобятся столь масштабные меры по ресоциализации.
По словам Федорова, до 1970 года доля оправдательных приговоров в нашей стране составляла 10-20%. Но затем верх взял обвинительный уклон. Зачастую суды отказываются рассматривать доказательства, представленные защитой, предан забвению принцип, что все сомнения толкуются в пользу обвиняемого. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, доля оправдательных приговоров в стране сейчас составляет 0,15%, то есть только 1 из 667 осуждённых имеет шанс быть оправданным.
– В европейских странах, которых мы не любим, которые нас не любят, средний срок пребывания в местах лишения свободы составляет около 10 месяцев, а в России люди сидят в тюрьмах в среднем 25,5 месяца, то есть в 2,5 раза дольше. При этом доля осуждённых, ранее уже отбывших наказание, в нашей стране составляет 63–64%, а в европейских странах 20%. То есть сидят в РФ в 2,5 раза дольше, а рецидивы случаются в 3 раза чаще, – отмечал Федоров.
Сенатор считает, что есть определенная связь между этими параметрами. И не мешает тщательно проанализировать, насколько места лишения свободы в нашей стране эффективны для исправления и перевоспитания.
Андрей Клишас согласился с Федоровым и подчеркнул, что также остро стоит проблема содержания граждан в следственном изоляторе долгий срок без вынесения приговора суда. «Эту ситуацию нужно менять», – подчеркнул он.
Хорошо было бы услышать реакцию на эту дискуссию судейского сообщества, сотрудников следственных органов, но те не принимали участия в заседании. Зато слово было предоставлено представителю Ассоциации организаций в сфере детейлинга и автомобильной мойки. Тот наверняка был не в курсе, что в республике ведется борьба с англицизмами, и термин детейлинг вполне уместно заменить на техобслуживание. Еще очень часто упоминалась «пробация», что означает социальную адаптацию осужденных лиц.
А вот и.о. председателя Госсовета Виктор Горбунов обратился к собравшимся на простом и доступном языке. Не зря он имеет репутацию лучшего поэта среди парламентариев и лучшего парламентария среди поэтов. «Чувашия для нас России всей оплот, здесь замечательный живет народ», – в частности, продекламировал он.
Надо заметить, что подоплека проведения выездного заседания именно в Чебоксарах достаточно очевидна. Как отметил Андрей Клишас, сразу два сенатора от республики – Николай Федоров и Николай Владимиров – входят в состав комитета. К тому же в Чувашии накоплен определенный опыт по созданию исправительных центров. Здесь осужденные получают возможность работать и жить фактически в привычных условиях при определенных ограничениях.
«Вначале руководители предприятий испытывали определенную боязнь. Они полагали, что не оберутся хлопот со столь сложным контингентом, – рассказал глава Чувашии Олег Николаев. – А сейчас поняли, что этот один из действенных рычагов для решения проблемы дефицита кадров. Осужденным также облегчается жизнь: они могут выходить в магазины, встречаться с родственниками, управлять автомобилем».
По словам Николаева, он лично посещает исправительные центры, общается с работодателями, с людьми, которые имеют возможность более свободно себя чувствовать. В текущем году провели 15 консультационных выездов и 5 ярмарок вакансий. В итоге 86 граждан освободившихся из мест лишения свободы и 19 условно осуждённых обратились в органы трудоустройства, и большинство из них получили работу.
Владимиров выступил с докладом, в котором обратил внимание на совершенствование профилактики преступлений и формирование в обществе нетерпимости к преступным деяниям. Он отметил законодательную работу Комитета СФ, направленную на решение вопросов социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы, привлечения осужденных к труду.
В ходе пресс-подхода «Правда ПФО» поинтересовалась на предмет того, подготовлена ли законодательная база для такой специфической меры ресоциализации как привлечение осужденных к участию в СВО.
– Да, закон принят, все процедуры в нем прописаны, включая участие правоохранительных органов, – ответил Клишас. – Был период, когда ситуация находилась не вполне в урегулированном состоянии. Но сегодня все законодательные нормы имеются. «Назовем это экспериментом с не очень ясными последствиями», – добавил Николай Федоров.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото council.gov.ru