Найти тему
Евгений Трифонов

Спасут ли Гаити африканские полицейские?

InVoice Media

3 октября Совет Безопасности ООН одобрил отправку международных полицейских сил под руководством Кении на Гаити для борьбы с бандами. Преступность разрушила государственность в этой стране, и справиться с ней без внешнего вмешательства невозможно. Около 10 тысяч полицейских плюс отряды местного ополчения не могут навести порядок в 11-миллионной стране, поражённой страшной нищетой, в которой царят разруха и хаос.

Гаити начала разваливаться после падения диктатуры Дювалье-младшего в 1986 г. Её история в последние десятилетия – это калейдоскоп военных диктатур, правления сумасшедшего Ж.-Б.Аристида, восстаний и погромов, стихийных бедствий, эпидемий и бандитской анархии. Ни американские войска, ни силы ООН не смогли предотвратить сползание Гаити в пропасть.

В последние годы банды, созданные бывшими тонтон-макутами (оборотнями) Дювалье и боевиками «Армии каннибалов» Аристида объединились в «Революционные силы семьи G9 и союзников» (FRG9), использующие революционные лозунги. Её вождь Джимми Шеризье, бывший полицейский, получил прозвище «Барбекю» из-за того, что любит сжигать своих противников. FRG9 контролирует 80% столицы страны Порт-о-Пренса. В 2022 г. «Барбекю» требовал включить его людей в состав правительства (т.е. передать ему власть в стране), угрожая в противном случае «начать революцию». Другие города и районы Гаити тоже частично контролируются бандами. Согласно данным ООН, с 1 января по 15 августа в Гаити было убито более 2400 человек, более 950 похищено, 902 ранены, и более 200 000 потеряли свои дома. Попросту говоря, жить в Гаити стало невозможно.

США не хотят направлять в Гаити свои силы по понятным причинам: с 1915 по 1934 г. эта страна была оккупирована американцами, и гаитянский офицер Ш.Перальт, организовавший сопротивление оккупантам и убитый ими, почитается как национальный герой. В 1980-90-х гг. американские морские пехотинцы вновь высаживались в Гаити, но навести порядок им не удалось. Поэтому в Вашингтоне опасаются, что новая высадка американских войск вызовет недовольство гаитян, которое может перерасти в повстанческую войну. Не хочет отправлять своих солдат в Гаити и бывшая метрополия – Франция; кровавые битвы времён Революции рабов и поголовное истребление французов гаитянами помнятся в обеих странах.

В Гаити силён «чёрный расизм»: там не любят не только «белых», но и мулатов (расовую ненависть культивировал Дювалье). Поэтому ООН и выбрала африканскую страну Кению для посылки полиции в злосчастную страну.

Однако насколько эффективной будет полицейская операция, предсказать сложно. Кенийцы говорят по-английски, гаитяне – по-французски; в культурном отношении два народы не связывает ничего, кроме цвета кожи. Кенийцы, скорее всего, столкнутся с активным сопротивлением бандитов, и непонятно, хватит ли у них людей, умения и вооружений для подавления банд.

Ещё одна проблема – не выльется ли присутствие кенийцев в очередную кровавую вакханалию. Базирующееся в Кении Независимое медико-правовое подразделение выражает опасения по поводу того, какими методами будут действовать кенийские полицейские. Подразделение утверждает, что кенийская полиция во время беспорядков 2022 г. применяла внесудебные казни и пытки подозреваемых, включая детей. В жестокой атмосфере Гаити, при отсутствии контроля кенийские полицейские могут дать волю своим опасным привычкам.

Но самое сложное – в другом. Предположим, порядок в Гаити навести удастся. Вопрос в том, что будет дальше. В стране имеются природные ресурсы – медные, железные и бокситовые руды. Но они не разрабатываются: рудники, работавшие в 1980-х, давно заброшены, и инвесторы не хотят идти в страну, где нет ни порядка, ни инфраструктуры, ни электроэнергии. Большинство гаитян – не просто нищие и безработные: они потомственные нищие и безработные. Они не только не имеют никакой квалификации – за двести лет хаоса не выработалось привычки к созидательной деятельности.

Для того, чтобы Гаити выбралась из пропасти, необходима не просто полицейская операция: нужна комплексная программа социально-экономического развития. А это – очень большие деньги. Пока ни о чём подобном не слышно. И непонятно, кто и на каких основаниях возьмёт на себя ответственность за преобразование одной из самых несчастных стран в мире в жизнеспособное государство.

Гаити
308 интересуются