Совершенно нет желания делать новые публикации, поэтому данная статья представляет собой набор спутанных мыслей.
Мы уже давно не смотрели телевизор и это правда. Младший сын использует TV-панель как большой монитор, изредка смотрим фильмы из домашней видеотеки. А чтобы просматривать телепрограммы – в нашей семье этого уже давно нет. Все новости есть в Интернете и, кстати, их там гораздо больше, чем в телевизоре. Так что от событий в мире мы не оторваны.
На днях с женой вспомнили про Владимира Познера. О нём мы узнали в горбачёвскую эпоху, он вёл прямые телемосты со своим коллегой из США Филом Донахью. В те времена в сознании нашего народа Америка перестала быть врагом, началось сближение двух систем. В эпоху гласности это было большим шагом вперёд. К чему привело сближение двух стран, мы осознали годами позже, а пока (следует честно признать) пребывали в эйфории. А потому телемост Познера-Донахью был встречен с огромным восторгом.
В студиях по обе стороны океана сидели обычные граждане, задавали вопросы и получали ответы. Ведущие иногда корректировали диалог. Так, например, американская сторона упрекнула советскую в том, что кроме КПСС в Советском Союзе других партий нет. На что Владимир Познер ответил примерно так (не дословно, но смысл тот же):
– Однопартийная система в СССР сложилась исторически и советский народ она вполне устраивает. В США две партии – демократы и республиканцы, а в Италии восемь партий. Но это же не значит, что Италия в четыре раза демократичнее Соединённых Штатов!
В одном из таким телемостов прозвучало знаменитое: в СССР секса нет!
Затем В. Познер вёл другие свои программы – Квадратура круга, Мы, Человек в маске, Времена, Познер и др.
Какое у меня к нему отношение? Если честно – двойственное. Поначалу старался не пропускать его эфиров и смотрел с большим интересом. И тут надо отдать ему должное – журналист он высочайшего уровня и на самый каверзный вопрос умеет дать толковый, аргументированный ответ.
Первый звоночек прозвучал из его уст в интервью одному изданию, что в России он находится из-за работы. Но когда работы не будет, жить уедет туда, где ему чувствуется наиболее комфортно – во Францию. Да – он француз по рождению, много лет жил в Америке, затем перебрался в СССР и, по его словам, очень хотел стать русским. Помимо родного французского языка, а также английского и немецкого, в совершенстве владеет русским. Однако знание языка – это ещё не всё, чтобы в душе стать русским. Что ж, monsieur Posner, bon voyage!
Время идёт, а Владимир Владимирович Познер уезжать во Францию не спешит. Оказалось, что у него в Москве есть ресторан (открытый совместно с младшим братом), названный по имени матери – Geraldine (Жеральдин). Впрочем, несмотря на высокие цены, по отзывам посетителей в ресторане блюда отменные.
Однако не в ресторане дело. Открыл ну и ладно. Вновь Познеру выгоднее зарабатывать в России, а не в родной Франции или в тех же Соединённых Штатах Америки. Невольно вспоминается Алексей Серебряков. Уехал в Канаду, потому что там жить лучше и за место под солнцем необязательно толкаться локтями, но на съёмки приезжал в Россию. Не знаю кому как, а в фильме «Левиафан» мне понравилась его игра, со своей ролью он справился отлично. Кстати, уже вернулся обратно и западная жизнь его больше не прельщает. Как он пояснил, что никуда не уезжал, а всего лишь вывез детей, чтобы их поучить. В общем, переобулся, досыта нахлебавшись «цивилизованной идеологии».
В последнее время нечто аналогичное произошло и с Владимиром Познером. Теперь он уже не хочет хвалёной западной демократии и передумал менять место жительства – в российских «джунглях» свобод оказалось больше, чем в европейском «райском саду». Что ж, он уже в преклонном возрасте с богатейшим жизненным опытом, с высоты своих лет (родился 1 апреля 1934 года) наверняка видит где «сад», а где «джунгли».
P.S.
Глава дипломатии ЕС Жозепп Борелль заявил буквально следующее: Европа – это райский сад, а остальной мир – джунгли (под джунглями имеется в виду и Россия).