Найти тему

Зодчество Новгородской земли в XII-начале XIII веков

Оглавление

XII век – период междоусобной вражды, обострение взаимоотношений между удельными князьями, нарождением и усилением сословия бояр, их стремлением стать более самостоятельными от княжеской власти; рост недовольства крестьян и ремесленников различными поборами и много разных проблем и противоречий, характерных для жителей средневековой Руси. В результате на обширных землях Новгорода, простирающихся далеко за пределы города, произошло в 1136 г. восстание. Власть князя жители запретили и провозгласили республику, то есть все важные решения должны были решаться на вече – собрании. Князей приглашали как полководцев в случае необходимости отпора врага. Конечно, господствующем в решениях являлось сословие бояр, но и купцы играли в республике важную роль.

На торг в Новгород приезжали не только из русских (славянских) городов, но и иноземные гости: из западноевропейских стран, Византии, арабские купцы и путешественники.

Существующий тогда на Новгородской земле политический строй оказал влияние на архитектуру зданий. Княжеский детинец и главный Софийский собор становятся общегородским центром Новгорода. Поэтому на противоположном берегу Волхова соорудили новый княжеский центр с хоромами и каменным пятиглавым собором в честь Николая Чудотворца - Ярославово дворище.

Софийский собор (1045-1050 гг.) на территории Новгородского кремля (бывший детинец). Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Софийский собор (1045-1050 гг.) на территории Новгородского кремля (бывший детинец). Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Фреска над металлическими воротами Софийского собора, Новгород. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Фреска над металлическими воротами Софийского собора, Новгород. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Часть кладки Софийского собора, Новгородский кремль. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Часть кладки Софийского собора, Новгородский кремль. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.

Новгород делился, если можно так выразится на «концы» - части. В концах строили каменные приходские церкви или «кончанские» соборы. Из города вели несколько дорог и водный путь по реке Волхов.

Река Волхов и часть стены Новгородского кремля - бывшего детинца. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.
Река Волхов и часть стены Новгородского кремля - бывшего детинца. Фото Ирины Ярич, июнь 2011 г.

Жилые дома Новгорода

Жилые дома строи ли «рубленные квадратные или близкие к квадрату в плане здания с центральным очагом и сенями со стороны входа дома, с печью, расположенной в углу, тоже неподалеку от входа. Площадь домов разная от 20 до 70 м². Археологические исследования показывают, что примерно с середины XII в. складывается план дома, состоящий из: избы, клети и соединявших их сеней облегченной конструкции. Домов, где очаг располагался посередине со временем становилось меньше. «…последний дом такого типа, обнаруженный раскопками, относится примерно к 40-м годам XIII в.»

Хоромы XII века богатых людей состояли из нескольких построек, поставленных рядом, разной высоты. Могли быть: башни с подклетами, наружные крыльца, галереи на столбах, на фасадах резные украшения.

Строительство церквей

В начале XII в. на ряду с деревянными церквями строили и каменные, из природного камня, в основном добывали известняк, и кирпича: пятинефные в планы с размещением хор по трем сторонам здания; шестистолпные, ближе к концу столетия четырехстолпные. В Новгороде менялась строительная техника, всё чаще стали использовать кирпич для кладки арок и сводов, а также стен и столбов для внесения большей регулярности. Как и в южнорусских зданиях XI века наблюдаются кирпичные прослойки, они выравнивали каменную кладку и связывали лицевые ряды кладки с забутовкой (заполнением промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, битым кирпичом). Использование более мелкого и менее правильного по форме камня удешевляло затраты даже при увеличение толщины стен (высота наружных стен Софийского собора около 22 м, толщина: 1-1,05 м; толщина стен Николо-Дворищенского собора — 1,25 м, собора Юрьева монастыря около 1,4 м).

Происходили упрощения в форме столбов: в 1-й половине и середине XII в. - крестообразные, восьмиугольные и круглые столбы, но с последней четверти столетия только квадратные. Размеры и вес кирпича немного уменьшились, несмотря на то, что кирпич по-прежнему производили тонким, но уже не квадратным, а прямоугольным. Для кладки стен и сводов использовали известковый раствор с добавлением толченого кирпича, придающего розовато-оранжевый цвет (цемянка). Цемянкой покрывали поверхность наружных стен. Кирпичные прослойки уже не делали регулярным, бывало, что обрывались на середине стены, так как несли только конструктивное назначение и их, как и каменную кладку покрывали цемяночным раствором, чтобы на его фоне выделялся обнаженный кирпич арок.

Собор Рождества Богородицы, Антониев монастырь. Фрагмент древней кладки.
Собор Рождества Богородицы, Антониев монастырь. Фрагмент древней кладки.

Дорогие и величественные храмы

Соборы: Николо-Дворищенский, начатый в 1113 г., Антониева монастыря 1117-1119 гг., Юрьева монастыря, сооружённый мастером Петром в 1119-1130 гг. - шестистолпные с позакомарными покрытиями, трехапсидными алтарями и пятью (первый) или тремя (два других) куполами. Имеют толстые и высокие стены, крестообразные в плане столбы под сводами и хорами. Крупные размеры показывают, что средства на их строительства пошли тоже крупные и могли вместить большую группу людей. Обширные хоры предназначали для пребывания там князей и бояр, так как хорошо освещались, над ними высоко вздымались своды и примыкали пологие широкие лестницы в лестничных башнях. При богослужении князь, богатые и знатные имели возможность проходить на хоры, стоять на возвышении над простым народом. Интересы аристократии, можно сказать, диктовали решения идейно-художественные. Зодчие создавали здания храмов, говорящие о могуществе князя, ведь строили на его средства, поэтому внешний вид был строгим, монументальным и торжественным. Особенно по сравнению с маленькими домиками крестьян и ремесленников могучие сооружения церквей подавляли (как на Руси, так и в Византии, и в западноевропейских странах). Зодчие усиливали и углубляли впечатление, которое производили на зрителя: масштабность пропорций зданий увеличивала зрительно размеры, особенно высоту, и немногочисленные декоративные детали. Внутри храма кажущееся увеличение достигали наличием столбов и крестообразной в плане формой, наличием хор. Снаружи увеличение храма выражалось в контрасте больших плоскостей стен и небольших размеров окон, в членении фасадов на ряд высоких прясел (внешнее поле храмового фасада между лопатками, которому соответствует пространство нефа – внутреннего вытянутого в длину помещения, ограниченного с обеих сторон колоннадой или рядами столбов), а также количество окон, их размещение в два яруса и большие расстояния между ними. Когда внутри собора стены и своды покрывали несколько ярусов фресок, то казался еще больше.

Зодчие Новгорода начала XII в. стали пристраивать снаружи еще два яруса ниш, по форме и размерам как окна, будто удваивая количество. Когда внутри их были фрески, то фигуры подчеркивали грандиозный масштаб всего здания

Кроме того были: простая профилировка закомар, зубчатые карнизы, бровки над окнами барабанов. Детали близки по очертаниям и повторяют линии арок, куполов, закомар здания или их подчеркивают - обрамляющие оконные проемы и ниши. Единообразие декоративных деталей, их сходство с конструктивными линиями зданий создают единство и цельность.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, 1117-1119 гг., Новгород.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, 1117-1119 гг., Новгород.

Пятницкая церковь на Торгу на территории Ярославова Дворища в Новгороде возведена на средства «заморских» купцов, то есть местных, но уезжающих торговать за пределы не только Новгорода, но и Руси. Конечно, они видели здания, в том числе и церкви западноевропейских стран. "Пучкообразные лопатки на фасадах Пятницкой церкви, бровки над ее окнами и ряды маленьких арочек в основании закомар роднят эту постройку не только с архитектурой Смоленска, но и с романской архитектурой Западной Европы.

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (на Ярославовом дворище)
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (на Ярославовом дворище)

Уменьшение размеров церквей и удешевление строительства

Со временем, в период вечевой республики в Новгороде стали строить много небольших приходские церквей на средства кого-нибудь из бояр, богатых купцов, монастырей и групп горожан. Храмы: шестистолпные крестовокупольные с тремя апсидами, позакомарным покрытием и хорами в западной части, но без лестничной башни (середина и третья четверть XII в.). Кладка стен из грубо отесанного камня с прослойками из тонкого плитного кирпича, кладка арок — из кирпича с заглубленными рядами. В раствор извести добавляли много толченого кирпича. Своды делали: цилиндрические, купольные и полукупольные, а столбы крестчатые, прямоугольные и восьмиугольные.

Собор Иоанна Предтечи, Псков, левый берег реки Великой (Завеличье). Построен в XII веке в Иоанно-Предтеченском монастыре, ныне не существует.
Собор Иоанна Предтечи, Псков, левый берег реки Великой (Завеличье). Построен в XII веке в Иоанно-Предтеченском монастыре, ныне не существует.

На примерах храмов видно, что происходила тенденция к уменьшению размеров храмов и к удешевлению строительства. Например, хоры собора Иоанна Предтечи - деревянный настил на балках, лестница на хоры узкая и крутая в толще западной стены, а не в пристройке. Упрощены формы столбов - прямоугольные в плане, верхи барабанов венчают всего то горизонтальный свес кровельного покрытия куполов, вместо кокошников под свесом - арочный пояс.

Невысокие здания с приземистыми пропорциями, упрощенными формами, меньшим количеством окон делало храм не таким уж и строгим и, тем более не величественным.

Церковь Георгия, не позднее 1180 г. Старая Ладога.
Церковь Георгия, не позднее 1180 г. Старая Ладога.

С 1170-х годов, вместо шестистопных храмов строят меньшие по размерам четырехстолпные с одним куполом, тремя апсидами и позакомарным покрытием.

Петра и Павла на Синичьей горе (1185—1190), Новгород.
Петра и Павла на Синичьей горе (1185—1190), Новгород.

Уменьшение объема храмов на одно членение с запада вынудило сдвинуть столбы вместе с куполом к востоку, правильно распределить площадь между алтарем и остальной частью церкви, в то же время уравновесить композицию боковых фасадов: узкая восточная треть и апсиды уравновешиваются с широкой западной третью.

Внутри церкви столбы западной стороны выше уровня пола хор превратились в углы внутренних стен и отделяли приделы от церкви, тем самым внутренний вид церкви стал выглядеть меньше и проще. Снаружи увеличилась аритмичность окон, на фасаде отсутствовали ниши, простая форма проемов делала их более простыми. Фрески - важный элемент архитектуры интерьера, в совокупности с архитектурными формами, пропорциями, особенностями освещения, способствовали созданию общего впечатления. Фрески помещали в соответствии с осями внутреннего пространства и очертаний отдельных участков стен и сводов.

Изменилось и покрытие угловых частей полуцилиндрическими сводами. При трёх нефах, цилиндрические своды среднего нефа создавали вместе с ними трехлопастную кривую, а ей соответствовало завершение восточного и западного фасадов. Поэтому могли покрывать здание восьмискатной криволинейной кровлей.

Зодчество Новгородской земли явно имело связь с типом построек на западнорусских землях, судя по изображению на иконах Троицкого собора 1194-1197 гг., разобранного во второй половине XIV в.

Троицкий собор, 1194-1197 гг., Псков. Реконструкция. из книги "Архитектура Новгородской земли XII-начала XIII вв."
Троицкий собор, 1194-1197 гг., Псков. Реконструкция. из книги "Архитектура Новгородской земли XII-начала XIII вв."

Местные зодчие перерабатывают иноземные тенденции

В XII веке Византийская империя приходит в упадок, но в Западной Европе распространяется романский стиль, основанный на поздней античности с добавлением местных нюансов. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь. Однако в этот период растут торговые отношения Новгорода с другими странами, как на западе, так и востоке. В новгородском зодчестве применяются одноапсидные алтари и полуцилиндрические своды, характерные для романских зданий.

Сходство строений Новгорода проявлялось не только с архитектурой Западных стран, но Восточной Европы: четырехстолпным крестовокупольным типом храма и с кладкой из камня с кирпичными прослойками. Однако на Новгородской земле эта кладка приобрела местные особенности из-за свойств местного камня и экономических возможностей. Также отразилось на общем внешнем и внутреннем виде храмов и то, что они отличались от подобных строений других русских земель «простотой декоративного убранства фасадов, лаконичностью пространственной и объемной композиции, безыскусственной и живописной непринужденностью в членении фасадов, размещении проемов, прорисовке всех линий и фактуре поверхности стен». Небольшие каменные храмы вечевого Новгорода строили в основном на частные средства, поэтому не выражали «идей могущества города и его князя». При сохранении некой монументальности, характерной для общественных зданий, храмы стали более «домашними». Кроме того, сказалось мировоззрение местных, новгородских зодчих и ремесленников, далеко не последних людей города. Они воплощали красоту пропорций зданий, «живописного расположения проемов на их фасадах и неровной поверхности стен, сложенных из грубо отесанного камня».

Черты зодчества Великого Новгорода в XIV веке
Простаки против глюков6 октября 2023

Спасибо за внимание.