XII век – период междоусобной вражды, обострение взаимоотношений между удельными князьями, нарождением и усилением сословия бояр, их стремлением стать более самостоятельными от княжеской власти; рост недовольства крестьян и ремесленников различными поборами и много разных проблем и противоречий, характерных для жителей средневековой Руси. В результате на обширных землях Новгорода, простирающихся далеко за пределы города, произошло в 1136 г. восстание. Власть князя жители запретили и провозгласили республику, то есть все важные решения должны были решаться на вече – собрании. Князей приглашали как полководцев в случае необходимости отпора врага. Конечно, господствующем в решениях являлось сословие бояр, но и купцы играли в республике важную роль.
На торг в Новгород приезжали не только из русских (славянских) городов, но и иноземные гости: из западноевропейских стран, Византии, арабские купцы и путешественники.
Существующий тогда на Новгородской земле политический строй оказал влияние на архитектуру зданий. Княжеский детинец и главный Софийский собор становятся общегородским центром Новгорода. Поэтому на противоположном берегу Волхова соорудили новый княжеский центр с хоромами и каменным пятиглавым собором в честь Николая Чудотворца - Ярославово дворище.
Новгород делился, если можно так выразится на «концы» - части. В концах строили каменные приходские церкви или «кончанские» соборы. Из города вели несколько дорог и водный путь по реке Волхов.
Жилые дома Новгорода
Жилые дома строи ли «рубленные квадратные или близкие к квадрату в плане здания с центральным очагом и сенями со стороны входа дома, с печью, расположенной в углу, тоже неподалеку от входа. Площадь домов разная от 20 до 70 м². Археологические исследования показывают, что примерно с середины XII в. складывается план дома, состоящий из: избы, клети и соединявших их сеней облегченной конструкции. Домов, где очаг располагался посередине со временем становилось меньше. «…последний дом такого типа, обнаруженный раскопками, относится примерно к 40-м годам XIII в.»
Хоромы XII века богатых людей состояли из нескольких построек, поставленных рядом, разной высоты. Могли быть: башни с подклетами, наружные крыльца, галереи на столбах, на фасадах резные украшения.
Строительство церквей
В начале XII в. на ряду с деревянными церквями строили и каменные, из природного камня, в основном добывали известняк, и кирпича: пятинефные в планы с размещением хор по трем сторонам здания; шестистолпные, ближе к концу столетия четырехстолпные. В Новгороде менялась строительная техника, всё чаще стали использовать кирпич для кладки арок и сводов, а также стен и столбов для внесения большей регулярности. Как и в южнорусских зданиях XI века наблюдаются кирпичные прослойки, они выравнивали каменную кладку и связывали лицевые ряды кладки с забутовкой (заполнением промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, битым кирпичом). Использование более мелкого и менее правильного по форме камня удешевляло затраты даже при увеличение толщины стен (высота наружных стен Софийского собора около 22 м, толщина: 1-1,05 м; толщина стен Николо-Дворищенского собора — 1,25 м, собора Юрьева монастыря около 1,4 м).
Происходили упрощения в форме столбов: в 1-й половине и середине XII в. - крестообразные, восьмиугольные и круглые столбы, но с последней четверти столетия только квадратные. Размеры и вес кирпича немного уменьшились, несмотря на то, что кирпич по-прежнему производили тонким, но уже не квадратным, а прямоугольным. Для кладки стен и сводов использовали известковый раствор с добавлением толченого кирпича, придающего розовато-оранжевый цвет (цемянка). Цемянкой покрывали поверхность наружных стен. Кирпичные прослойки уже не делали регулярным, бывало, что обрывались на середине стены, так как несли только конструктивное назначение и их, как и каменную кладку покрывали цемяночным раствором, чтобы на его фоне выделялся обнаженный кирпич арок.
Дорогие и величественные храмы
Соборы: Николо-Дворищенский, начатый в 1113 г., Антониева монастыря 1117-1119 гг., Юрьева монастыря, сооружённый мастером Петром в 1119-1130 гг. - шестистолпные с позакомарными покрытиями, трехапсидными алтарями и пятью (первый) или тремя (два других) куполами. Имеют толстые и высокие стены, крестообразные в плане столбы под сводами и хорами. Крупные размеры показывают, что средства на их строительства пошли тоже крупные и могли вместить большую группу людей. Обширные хоры предназначали для пребывания там князей и бояр, так как хорошо освещались, над ними высоко вздымались своды и примыкали пологие широкие лестницы в лестничных башнях. При богослужении князь, богатые и знатные имели возможность проходить на хоры, стоять на возвышении над простым народом. Интересы аристократии, можно сказать, диктовали решения идейно-художественные. Зодчие создавали здания храмов, говорящие о могуществе князя, ведь строили на его средства, поэтому внешний вид был строгим, монументальным и торжественным. Особенно по сравнению с маленькими домиками крестьян и ремесленников могучие сооружения церквей подавляли (как на Руси, так и в Византии, и в западноевропейских странах). Зодчие усиливали и углубляли впечатление, которое производили на зрителя: масштабность пропорций зданий увеличивала зрительно размеры, особенно высоту, и немногочисленные декоративные детали. Внутри храма кажущееся увеличение достигали наличием столбов и крестообразной в плане формой, наличием хор. Снаружи увеличение храма выражалось в контрасте больших плоскостей стен и небольших размеров окон, в членении фасадов на ряд высоких прясел (внешнее поле храмового фасада между лопатками, которому соответствует пространство нефа – внутреннего вытянутого в длину помещения, ограниченного с обеих сторон колоннадой или рядами столбов), а также количество окон, их размещение в два яруса и большие расстояния между ними. Когда внутри собора стены и своды покрывали несколько ярусов фресок, то казался еще больше.
Зодчие Новгорода начала XII в. стали пристраивать снаружи еще два яруса ниш, по форме и размерам как окна, будто удваивая количество. Когда внутри их были фрески, то фигуры подчеркивали грандиозный масштаб всего здания
Кроме того были: простая профилировка закомар, зубчатые карнизы, бровки над окнами барабанов. Детали близки по очертаниям и повторяют линии арок, куполов, закомар здания или их подчеркивают - обрамляющие оконные проемы и ниши. Единообразие декоративных деталей, их сходство с конструктивными линиями зданий создают единство и цельность.
Пятницкая церковь на Торгу на территории Ярославова Дворища в Новгороде возведена на средства «заморских» купцов, то есть местных, но уезжающих торговать за пределы не только Новгорода, но и Руси. Конечно, они видели здания, в том числе и церкви западноевропейских стран. "Пучкообразные лопатки на фасадах Пятницкой церкви, бровки над ее окнами и ряды маленьких арочек в основании закомар роднят эту постройку не только с архитектурой Смоленска, но и с романской архитектурой Западной Европы.
Уменьшение размеров церквей и удешевление строительства
Со временем, в период вечевой республики в Новгороде стали строить много небольших приходские церквей на средства кого-нибудь из бояр, богатых купцов, монастырей и групп горожан. Храмы: шестистолпные крестовокупольные с тремя апсидами, позакомарным покрытием и хорами в западной части, но без лестничной башни (середина и третья четверть XII в.). Кладка стен из грубо отесанного камня с прослойками из тонкого плитного кирпича, кладка арок — из кирпича с заглубленными рядами. В раствор извести добавляли много толченого кирпича. Своды делали: цилиндрические, купольные и полукупольные, а столбы крестчатые, прямоугольные и восьмиугольные.
На примерах храмов видно, что происходила тенденция к уменьшению размеров храмов и к удешевлению строительства. Например, хоры собора Иоанна Предтечи - деревянный настил на балках, лестница на хоры узкая и крутая в толще западной стены, а не в пристройке. Упрощены формы столбов - прямоугольные в плане, верхи барабанов венчают всего то горизонтальный свес кровельного покрытия куполов, вместо кокошников под свесом - арочный пояс.
Невысокие здания с приземистыми пропорциями, упрощенными формами, меньшим количеством окон делало храм не таким уж и строгим и, тем более не величественным.
С 1170-х годов, вместо шестистопных храмов строят меньшие по размерам четырехстолпные с одним куполом, тремя апсидами и позакомарным покрытием.
Уменьшение объема храмов на одно членение с запада вынудило сдвинуть столбы вместе с куполом к востоку, правильно распределить площадь между алтарем и остальной частью церкви, в то же время уравновесить композицию боковых фасадов: узкая восточная треть и апсиды уравновешиваются с широкой западной третью.
Внутри церкви столбы западной стороны выше уровня пола хор превратились в углы внутренних стен и отделяли приделы от церкви, тем самым внутренний вид церкви стал выглядеть меньше и проще. Снаружи увеличилась аритмичность окон, на фасаде отсутствовали ниши, простая форма проемов делала их более простыми. Фрески - важный элемент архитектуры интерьера, в совокупности с архитектурными формами, пропорциями, особенностями освещения, способствовали созданию общего впечатления. Фрески помещали в соответствии с осями внутреннего пространства и очертаний отдельных участков стен и сводов.
Изменилось и покрытие угловых частей полуцилиндрическими сводами. При трёх нефах, цилиндрические своды среднего нефа создавали вместе с ними трехлопастную кривую, а ей соответствовало завершение восточного и западного фасадов. Поэтому могли покрывать здание восьмискатной криволинейной кровлей.
Зодчество Новгородской земли явно имело связь с типом построек на западнорусских землях, судя по изображению на иконах Троицкого собора 1194-1197 гг., разобранного во второй половине XIV в.
Местные зодчие перерабатывают иноземные тенденции
В XII веке Византийская империя приходит в упадок, но в Западной Европе распространяется романский стиль, основанный на поздней античности с добавлением местных нюансов. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь. Однако в этот период растут торговые отношения Новгорода с другими странами, как на западе, так и востоке. В новгородском зодчестве применяются одноапсидные алтари и полуцилиндрические своды, характерные для романских зданий.
Сходство строений Новгорода проявлялось не только с архитектурой Западных стран, но Восточной Европы: четырехстолпным крестовокупольным типом храма и с кладкой из камня с кирпичными прослойками. Однако на Новгородской земле эта кладка приобрела местные особенности из-за свойств местного камня и экономических возможностей. Также отразилось на общем внешнем и внутреннем виде храмов и то, что они отличались от подобных строений других русских земель «простотой декоративного убранства фасадов, лаконичностью пространственной и объемной композиции, безыскусственной и живописной непринужденностью в членении фасадов, размещении проемов, прорисовке всех линий и фактуре поверхности стен». Небольшие каменные храмы вечевого Новгорода строили в основном на частные средства, поэтому не выражали «идей могущества города и его князя». При сохранении некой монументальности, характерной для общественных зданий, храмы стали более «домашними». Кроме того, сказалось мировоззрение местных, новгородских зодчих и ремесленников, далеко не последних людей города. Они воплощали красоту пропорций зданий, «живописного расположения проемов на их фасадах и неровной поверхности стен, сложенных из грубо отесанного камня».
Спасибо за внимание.