Найти в Дзене
Костя Кирьянов

Шоу-бизнес с нуля и нулевых. Часть 5. Masha, call me

В этой части мы поговорим об организации выступлений, участии в сборных концертах, концертных трек-листах, корпоративах и взаимодействии с аудиторией офлайн.

Я разместил видео с выступления нашей группы Друзья на церемонии MTV Music Awards в 2007 году. Пожалуй, с точки зрения доли аудитории, то есть процентного соотношения количества людей, смотрящих телеканал MTV Russia, к общему количеству людей в России и постсоветском пространстве, которые смотрят телевизор в данный момент, это было одно из самых рейтинговых и важных моих выступлений за всю артистическую карьеру. А если учесть, что оно шло в прямом эфире, то и самым ответственным. К подобным выступлениям невозможно подготовиться психологически, только "разведка боем", но с точки зрения пиар-стратегии можно воспользоваться ситуацией.

Как это сделала наша пиар-менеджер Катя Линковская, которая придумала написать на моей футболке сзади номер мобильного телефона и рядом с ним фразу "Masha, call me". Это было обращение к Марии Шараповой, которая в то время феерила на теннисных кортах и как раз недавно выиграла очередной крупный турнир по большому теннису. В конце выступления с песней "Ночью ты кричишь сильней" я поворачивался спиной к камере и режиссер трансляции специально выхватывал этот кадр, чтобы телезрители крупно видели мою спину и саму надпись с номером телефона. Это был классический пиар-ход, чтобы разнообразить сам перфоманс и при этом прицепить к исполнению песни на значимом мероприятии дополнительный инфоповод, пользуясь вниманием огромной аудитории - без преувеличения речь шла о сотнях тысячах, а может, и миллионах людей, которые смотрели в нулевые годы церемонии вручения музыкальных наград MTV с большим трепетом, воспринимали их как важное ежегодное событие в мире шоу-бизнеса.

Я, Костя Кирьянов, автор и солист группы Друзья, в этой ситуации не учел лишь одного: менеджер Катя заказала принт на футболку с моих настоящим (!) номером телефона. Так что, как только я вернулся в гримерку в офисе MTV после этого выступления, в моем телефоне уже были тысячи пропущенных звонков и тысячи смс-сообщений (Вотсапа и Телеграма тогда еще не было) и эти звонки и сообщения (например, с вопросами "ты кто?", "спишь?" или "давай встретимся?") продолжались еще несколько дней, потому что многие люди ожидаемо освоили функции записи телепередач и стоп-кадра. Я уже молчу о том, что при каждом повторе этой церемонии мой телефон взрывался от звонков и сообщений. С одной стороны, такое внимание для артиста всегда очень приятно, с другой - доставляет определенные неудобства. Но я, конечно, на пиарщицу не в обиде - она сделала свою работу на "отлично", выжала из этого концерта максимум пиар дивидендов.

Этот пример из личного опыта говорит о том, что из каждого выступления, особенно знакового, нужно делать шоу, целое представление. Просто спеть свою песню... этого мало. Один из важнейших трендов нулевых и последующих лет в том, что музыка перестала быть самодостаточной. И, по возможности, к каждой песне, каждому исполнению музыкального произведения нужно прикреплять инфоповод, скандал, фильм (речь о титровых или нативных саундтреках), любой элемент шоу. Технологии написания и записи песен серьезно упростились, на рынке появилось слишком много музыкального материала и, чтобы пронзить информационное пространство, чтобы привлечь внимание именно к своему треку, необходимо постараться и добавить специй.

Даже небольшое камерное выступление нужно делать уникальным с помощью проектора и визуальных образов, с помощью концертных костюмов и эксклюзивной коммуникации с аудиторией - общением до и после концерта, а также между песнями.

Концерт группы "Друзья" в клубе "Икра". Москва, 2007.
Концерт группы "Друзья" в клубе "Икра". Москва, 2007.

Для более структурированной коммуникации с аудиторией во время выступления, необходимо разбить концертный трек-лист на блоки, причем внутри каждого блока песни могут исполняться без пауз или лишь с небольшими перерывами. Ранжировать песни по блокам удобнее по принципу: динамичные и лиричные. Например, динамичные песни можно объединить в отдельный блок из 3-4 песен, лиричные - в другой блок и так эти группы треков чередовать. При этом наиболее раскрученные песни должны идти в начале и конце концерта. В начале выступления вы даете аудитории понять, что она пришла именно туда, куда хотела, а также сразу расслабляете ее - люди могут сразу начать подпевать про себя или в голос, так как песни они уже знают. В конце же важно запомниться зрителям, чтобы они ушли на максимально "сильной ноте" и рассказали об этом концерте своим друзьям по сарафанному радио или в социальных сетях, чтобы публика максимально надолго запомнила это мероприятие, так как запоминается всегда последняя фраза. Само общение с аудиторией гармонично можно вести как раз между блоками, на которые разбито выступление, а также, безусловно, в начале и конце концерта.

Существует довольно распространенный формат сборных концертов, когда нужно "воткнуться" в лайн-ап из десятка артистов. В этом случае разбивать на блоки свое выступление не имеет смысла, но пару запоминающихся фраз до и после исполнения песен сказать важно. Также не менее важно продумать со стилистом свой сценический образ. На таких концертах, как правило, присутствуют телевидение и блогеры, и от яркости вашего перфоманса будет зависеть, попадете вы в нарезку или телевизионную версию этого мероприятия или нет.

Проблематики корпоративов я обязательно коснусь в следующих частях. Первый корпоратив нашей группы "Друзья" состоялся для очень респектабельного международного рекламного агентства McCann Erickson Russia в клубе "Кекс" на улице Тимура Фрунзе в Москве под Новый Год. Выступать для такого заказчика, для таких креативных людей всегда очень приятно. Но зачастую корпоративы не так комплементарны, и многие артисты выезжают на них только из-за нужды и за бОльший ценник, чем обычно. Согласитесь, не самое приятное занятие выступать для жующих людей, многие из которых равнодушны к творчеству конкретного артиста, так как заказывает звезду обычно виновник торжества, а его гости часто не в курсе шоу-программы. Впрочем, и из корпоратива можно и нужно делать шоу, а также специальным образом выстраивать свой трек-лист.

За годы карьеры артиста я выступал и на стадионах, и в маленьких кафе с акустической гитарой; и для многотысячной аудитории, и для двух-трех человек в зале. И я понял для себя важный нарратив: каждое выступление должно нести уникальный "мессидж", "код", "сообщение" для зрителей, и каждый концерт должен быть эксклюзивным, каждый! В век информационных технологий, когда почти все можно посмотреть дома на большом экране со звуком вокруг, поставив на повтор любую песню и любой клип, важно создавать уникальный дизайн эмоций для своей аудитории в моменте - в данном месте и в данное время. Тогда каждое выступление будет создавать максимальную добавочную стоимость в виде гонораров и кассы.

В следующей части мы поговорим о производстве аудио-визуального материала для наиболее эффективного продвижения своего творческого продукта.