Сегодня День учителя. Я штукатурил и освободился только недавно. "Щас спою"!
Поздравлять нас/вас с праздником? Я, конечно, могу. Только это не будет искренне. А неискренне я не люблю. Почему не будет искренне?
Начну по порядку, от простого к сложному. От менее важного, к более важному.
Многие в курсе, как сейчас травят учителя-ведущего блога "Обучение Про" Наталью Волкову.
Я её не знаю. И никого оттуда не знаю. И честно говоря не могу поручиться за этот канал головой, хотя палец на отсечение готов дать – товарищи поднимают серьезные вопросы ответов на которые у власти нет. И дело даже не в том, что поднимают и не в том, что ответов "нэма". Дело в количестве подписчиков на канале.
Я уверен, что для "высоких образованцев" это даже не то, что дробинка для слона. Им просто не нравится. Они дико бесятся, когда кто-то начинает просто сомневаться в их монополии на власть.
Знаю такую историю. Настоятель монастыря при котором имеется школа однажды разговаривал с отцом воспитавшим сына-вора Исааком Калиной. В то время, когда Калина был московским министром. Настоятель просил Калину разрешить для многодетных какой-то особый режим обучения. Я подробностей не знаю. Знаю, что в ответ на эту просьбу Калина долго орал, а смысл этого ора был простой:
Это мы будем определять, как учатся ваши дети!
В своих видео я люблю вставлять отрывок, где высокопоставленный московский чиновник (а Москва задает направление, по которому потом тащатся регионы) Артем Ермолаев разглагольствует о том, как ему мешают родители. Так вот, через три дня (!) после того, как я когда-то выложил в сеть этот отрывок, Калина имел очень суровый разговор с директорами. После этого всем запретили снимать совещания на видео и допускать к их просмотру кого-либо ниже зама. А я замом и был )
Меня тоже пытались травить власти. Было это давно и описано в книге. Я тогда заступился за школьников, страдающих от засилия нацменьшинств не только в школе, но и "на районе". Хотели мне 282 сварганить. И потом еще пытались травить пару раз... Я это не просто пишу. В итоге всех этих похождений я имел опыт противостояния с властями, некоторую гордость (пустую, в общем-то, если по большому счету) и стойкую уверенность, что этот путь никуда не ведет.
Поэтому сейчас, наблюдая со стороны за травлей учителя Волковой я не только по-человечески ей сочувствую, прекрасно помня этот Гнёт. Но и еще раз смотрю на ситуацию, ведущую в безысходность. Наше чиновничество – враг тем социальным ценностям, которые были выстраданы нашим народом. И враг тем его представителям, которые эти ценности пытаются отстаивать. Чиновничество похоже на персонажа русских сказок и таким образом его точно не победить.
Второе обстоятельство – война. И тут тоже очень многое перемешано: и она сама по себе, и то, какой она носит характер, и то, что ведет её к моему огромному ужасу то же самое чиновничество. Меня часто спрашивают при личном общении: "Ну как там?" И очень много чувств вызывает этот вопрос. Очень сложно на него ответить лаконично. Но учителям – получится. Ответ прост:
Там, как в образовании. Как в нашей школе.
И дальше крутите, как хотите. Можно включить телевизор и узнать, как обстоят дела в нашем образовании напрямую из "министерства Правды". А можно послушать всяких "сумасшедших", посмотреть на то, что происходит вокруг.
Учебники, состояние и количество школ, зарплаты, качество знаний, дисциплина, отношения с руководством, с родителями, нагрузка, профессионализм и репетиторство...Да что я вам перечисляю! Сами всё знаете.
Вот возведите закон подобия (что-то такое есть в геометрии) в степень смерти. С полученным коэффициентом (или что это будет?) приступайте к ответу на вопрос. И вы получите Картину.
Девять месяцев назад я писал о семье замечательных учителей.
Эти люди (Римма и Дмитрий) очень многое делают для своей школы, очень многое делают для детей. Но поводом к той статье стала новость о том, как воспитанник Дмитрия спас людей в авиакатастрофе. Вот тут я разговаривал с ним об этом по телефону:
И вот теперь... Теперь я растерялся и даже не знаю что писать.
Теперь вот так:
Я знаю, что Римма меня читает. Дмитрию-то не до этого сейчас. Он на полигоне занимается знакомством с основными видами вооружений и боевым слаживанием.
Римма, набирайся терпения. Когда я пытаюсь представить, что испытывают жёны в таких ситуациях, когда вспоминаю свою жену... Наверное, старый становлюсь, но глаза щиплет.
Дмитрий – Учитель с большой буквы. Он учил детей Родину любить и верен своему делу сейчас, когда оно требует именно такого поступка. А ведь мог бы сидеть, как многие школьные "замполиты"!
Надеюсь, мы еще встретимся в подмосковье и я пожму твою руку. Дай Бог, ребята, чтобы у вас всё было хорошо.
Итак, война – это второе обстоятельство. К третьему!
Все мои читатели, наверное, в курсе, что происходит в мире. Верующие имеют все основания считать, что в мире Сатана возводит Своё Царство.
Мир постправды, что признают на самых высоких уровнях чиновники различных стран – «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Мир бесконечных "свобод" – библейские Содом и Гоморра.
Люди светские, к коим отношусь и я, имеют все основания называть это эпохой Расчеловечения. И это настолько мерзко, что даже не хочу приводить факты...
У меня есть хорошие товарищи, отличные специалисты в сферах IT и искусственного интеллекта. С одним из них я вот тут беседовал о том, на что напарываются дети в Сети:
Уверяю вас, эти товарищи, несмотря на самый обычный вид, высококлассные специалисты. А Андрей (видео) работает в ведущем предприятии и всю жизнь кладет на алтарь ИИ. И не нужно говорить, что от ИИ только вред. Во-первых, это не так. А во-вторых, при помощи ИИ нас собираются бить наши внешние враги. И это значит, что мы никуда не можем деться от данной проблемы, – ее надо решать.
Так вот, Андрей говорит, что у нас есть шанс обогнать мир на поприще ИИ. Кстати, вот еще одно его выступление. Оно нагружено спецификой сферы, но увлекательно:
А вот второй мой товарищ утверждает, что в сфере IT мы отстали фатально, едва ли не безнадежно. Но кто бы из них не был прав, а есть очень авторитетное мнение, что Россия покажет миру пример нового Человека. Новую модель воспитания и обучения. Такое общество, которое единственное во всем мире будет способно провести человечество через Царство Тьмы. И в этом будет наша "передовая технология".
Я же от себя добавлю, что если мы сделаем это, то и IT вытянем, и в вопросе ИИ выбьемся в передовики. И наши ребята не будут гибнуть от того, что вражеская артиллерия более дальнобойна и точна.
И вот тут разыгрывается учительская карта. Это третье обстоятельство – состояние нашего учительства. И встающий перед ним во всей многогранности Вызов. И пропасть между этим состоянием и необходимым Ответом.
И вот в этом месте я планировал написать что-то такое:
Вы хотите, чтобы среди всего этого кто-то поздравлял вас с праздником?
В близи передовой никто никого (по крайней мере у нас было так) особенно не поздравляет и не дарит носки, лишь вяло вспоминая, о дне Защитника Отечества. Носки – право обыденности. И я хотел спросить: вам нужны эти носки?
Но разглядывая фотографию Дмитрия я передумал. Я повторяю, что учителя, достойно прошедшие через наше гнилое время, прошедшие с поддержкой государства или без нее, но прошедшие ради будущего не только страны, но и мира – будут великими учителями. И я таких знаю. И я знаю, что их много, хотя и разбросаны мы по всей стране по одному и редко кому везет ощущать плечо соратника.
Каждый из нас, – каждый стремящийся вырастить ученого, солдата, врача... Каждый из нас, который, вопреки всему делает свое дело и стремится делать его еще лучше. Каждый из нас, – и пусть нас таких пока не большинство – приближает...
Сами подберите это слово. Я подходящего не нашел.
И пусть бойцы не поздравляли друг друга на передовой. Это было так, потому что там подобие того, что происходит с нашей школой. Но у настоящих учителей должно быть иначе.
С Днем Учителя, соратники!
Сквозь туман заблуждений, сквозь дебри
сомнений
Пробирается вдаль человеческий гений:
Зажигает фонарь на вершине маячной,
По тростинке проходит над пропастью
мрачной,
В тяжких недрах земли обливается потом,
На серебряных крышах стоит звездочетом,
Над морями на тихом летит монгольфьере,
Разбивается насмерть на личном примере.
Он на землю приходит то пылким Икаром,
То бесстрашным и добрым Алленом
Бомбаром, -
Личным другом Надежды, врагом
Заблужденья,
Чья рука равносильна руке провиденья, -
Фермопильским вождем, капитаном
«Кон-Тики»,
Человеком, бегущим на дальние крики...
Летописцем, исполненным вещего рвенья
Никого не забыть, кроме пугал забвенья.
В каждом веке он первый. Но в деле, в
котором
Подозренье в корысти покажется вздором,
Где никем не могло бы тщеславие
двигать,
Где гляди не гляди, а не выглядишь
выгод:
Между койками ходит в чумном карантине,
Служит крошечным юнгою на бригантине,
Над полями сражений, как в тягостной
сказке,
Кружит ангелом с красным крестом на
повязке...
И на крылья свои, с неизвестной минуты,
Надевает суровые тайные путы,
Чтобы в грусти своей и себе не
сознаться,
Чтобы в самом страданье своем - не
зазнаться.
Ибо нет на земле и не будет деянья,
Чтобы стоило ангельского одеянья.
Ибо странно мечтать о блаженстве
небесном,
Не ходив по земле пешеходом безвестным.
Сквозь туман заблуждений, сквозь дебри
сомнений
Пробирается вдаль человеческий гений:
Зажигает фонарь на вершине маячной,
Чтоб горел его свет, как венец
новобрачной.
И приходят титаны в раздумье глубоком,
И кончаются в муках, когда ненароком
Застревают, как стрелы, в их ноющем
теле
Их конечные, их бесконечные цели.
Убегаем от чар, возвращаемся к чарам,
Расправляемся с чарами точным ударом...
... Далека же ты в небе, звезда Идеала!
Но стремиться к тебе - это тоже немало.