1. Классическая Античность
Общепринято считать, что античная цивилизация зародилась в Древней Греции в период с 8 по 6 века до н.э. Однако необходимый для возникновения любой цивилизации период накопления знаний относится уже к 7-6 векам до н.э.
Как и любая развивающаяся цивилизация, античная цивилизация древних греков имела внутреннюю потребность в территориальном расширении. А географическое и экономическое положение Древней Греции с ее богатыми и независимыми полисами, бывшими часто еще и портовыми городами, как например Коринф и целый ряд городов островной Греции (Родос и пр..), давали для этого прекрасные возможности.
Греция времен развитой античности уже в 6 веке до н.э. обладала огромным количеством опытных мореходов, избытком хорошо обученных мастеров, умелых купцов и профессиональных воинов, закаленных в боях как во внутри-греческих конфликтах, так и в сражениях с персами. И при этом в гористой Греции при уже наметившемся избытке опытных земледельцев все острее ощущалась нехватка пригодных для земледелия земель.
В плане колонизации средиземноморского бассейна греки тоже во многом учились у своих более ранних предшественников и одновременно торговых, а в ряде случаев и военно-политических конкурентов. Сначала у финикийцев, начавших такую колонизацию на 3 столетия раньше (искусству навигации, кораблестроения и пр.), а потом и у их наследников – карфагенян (искусству торговли и распространения политического влияния среди местных племен в окрестностях колонизируемых земель).
Основные направления греческой колонизации, а вслед за этим и культурной экспансии в бассейнах Средиземного и Черного морей шли вдоль изначально налаживающихся торговых путей, что можно проследить по карте, представленной на рисунке 1.
Еще одним фактором, мотивировавших греков переходить от обычной торговли к колонизации уже в 8 веке стало то, что растущая конкуренция с финикийцами, а затем и карфагенянами, чья колонизация, проходившая в основном в западной и центральной части средиземноморского бассейна представлена на рисунке 2 (см. в галерее рисунков над текстом), неизбежно создавали предпосылки, а часто и необходимость, для постоянного проживания в отдаленных местах.
В результате в бассейне Средиземного моря греки создали новые города, многие из которых просуществовали более трех тысяч лет и все еще живы и процветают сегодня (Массалия/Марсель, Неаполь, Тарент/Таранто, Александрия). Этот период называют «Великой греческой колонизацией» в бассейне средиземноморья.
Из представленных на рисунках 1 и 2 карт мы видим что в вопросах торговли и колонизации финикийцы, а потом карфагеняне, как ранее начавшие свой процесс колонизации обошли греков в том, что сумели еще задолго до начала их продвижения выйти в Атлантический океан, добравшись в нем на юге как минимум до Гвинейского залива (экспедиция Ганона в 8 веке до н.э.).
А на севере они дошли вплоть до богатых оловом Британских островов (плавание Гамилькона почти в то же время. что и экспедиция Ганона) и наладить очень выгодную торговлю в Атлантике, где они добрались вплоть до Канарских и Азорских островов через такие свои порты как Гадес (сегодня Кадис).
В свою очередь греки практически монополизировали черноморское направление. При этом как для греков, так и для финикийцев-карфагенян связи города-государства с его колонией не прекратились с его основанием. Метрополия продолжала проявлять интерес к колонии и оказывать на нее влияние.
Таким образом, успешное основание города-колонии имело большое значение для метрополии, которая обычно заботилась о поддержании своих политических, экономических и социальных связей с недавно основанным дочерним городом.Однако некоторым колониям даже удавалось соперничать с величайшими городами-основателями, так, например, Сиракузы, основанные коринфянами на Сицилии в конечном итоге, стали крупнейшим городом-полисом во всем греческом мире.
Создание греческих колоний приносило пользу и местным жителям (которых греки, начиная с 7-6 веков до н.э. уже четко сегрегировали в качестве «варваров» как по языковому, так и по культурному признакам), которые получали возможность продавать свои товары и свою продукцию.
А с другой стороны, колонисты привозили новые и часто очень желанные потребительские товары искусного греческого ремесленного производства в места, где были основаны колонии.
Основание колоний не всегда было мирным. Порой местные жители были настроены враждебно по отношению к присутствию колонистов. Поэтому в большинстве случаев колонисты видели преимущества наличия другой греческой колонии по соседству.
Черное море (Эвксинский Понт для греков) было последней областью греческой колониальной экспансии, и именно здесь Ионические полисы, в частности, стремились эксплуатировать богатые рыбные угодья и плодородные земли вокруг Геллеспонта (Мраморное море) и Понтоса (Черное море). Самым важным городом-основателем первоначально был Милет, которому в древности приписывали, возможно, преувеличенные 70 колоний. Наиболее важными из них были:
- Кизикос (основан в 675 году до н.э.)
- Синопе (около 631 г. до н.э.)
- Пантикапейон (около 600 г. до н.э.)
- Ольвия (около 550 г. до н.э.)
Мегара была другим плодовитым материнским городом и основала Халкидон (около 685 г. до н.э.), Византий (668 г. до н.э.) и Гераклею Понтийскую (560 г. до н.э.). В конечном счете, почти все Черное море было окружено греческими колониями, даже если, для обеспечения выживания колоний приходилось прибегать к военным действиям с коренными народами, компромиссам, меж-родственным бракам и дипломатии. Возникшее в результате процветание также позволило Гераклее Понтийской основать собственные колонии в 420-х годах до н.э. в таких местах, как Херсонес в Крыму.
Дальновидный Перикл ещё в 447 году до н.э. вывел тысячу афинских колонистов в область Херсонеса Фракийского (на Галлиполийском полуострове) и построил укрепления, чтобы обезопасить этот полуостров от набегов фракийцев. В дальнейшем, развивая афинскую торговую политическую и культурную экспансию в северном направлении и понимая значение новых колоний в обильных скотом и зерном землях Скифии, в преддверии предчувствуемого им неизбежного скорого столкновения со Спартой, он в 437-436гг. до н.э. предпринял крупную экспедицию в Черное море (Понтийская экспедиция Перикла).
При этом он воспользовался тем, что афиняне, благодаря своим колониям на полуострове Халкидика (Перинф и др.) и в проливе Дарданеллы, контролировали торговые пути из Эгейского моря в Чёрное, не имея там серьёзных конкурентов. В этом походе для демонстрации афинской мощи было задействовано более 70 кораблей, среди которых было более 30 новейших трирем.
Точного представления о маршруте Перикла у исследователей нет, но большинство склоняется в том, что его главной целью было Боспорское царство, с которым были налажены уже к тому времени достаточно тесные торговые связи. Видимо по пути на север Перикл прошел со своим флотом вдоль западного побережья Черного моря и принял в состав Делосского (фактически афинского) союза Аполлонию Понтийскую и Ольвию. А на обратном пути он прошел вдоль восточного и южного побережья, основав там несколько колоний.
С начала Пелопоннесской войны в 431 году до н.э. Афины проявляли еще более высокий интерес к региону, посылая колонистов и устанавливая гарнизоны. Физическое присутствие Афин было недолгим, но более продолжительным было афинское влияние на культуру местного населения (особенно на скульптуру, в которой тоже можно было увидеть постепенное нарастание влияния коллективного бессознательного в искусстве и формирование архетипа телесной красоты) и торговлю (в основном черноморским зерном). С окончательным уходом Афин греческие колонии были предоставлены самим себе и в одиночку противостояли угрозе со стороны соседних держав, таких как царские скифы и, в конечном счете, Македония и Филипп II.
Греки, поселившиеся по берегам Черного моря, позже стали известны как понтийские греки и они распространили свое культурное влияние по всему региону Северной Европы и взаимодействовали со многими местными культурами, такими народами как колхи (жили на территории современной Западной Грузии), киммерийцы, сарматы, скифы и многие другие. Дальние потомки понтийских греков продолжают жить на восточном побережье Черного моря, в Молдавии и в Крыму, и по сей день.
Северо-Понтийские колонии греков, вплоть до начала эпохи Великого Переселения народов в IV веке, жили в достаточно благоприятных для собственного выживания, а также для торгового обмена и культурного взаимодействия с окружающими народами период. Периодически часть из них правда подвергалась нападениям и даже разграблениям со стороны племен «северных варваров» (как дважды было с той-же Ольвией), но потом большинство колоний возрождались и жизнь в них продолжалась. Начиная с эпохи правления Октавиана Августа и в течение 1 половины 1 века н.э. большинство из них перешло под протекторат Рима.
Свидетельством культурного и отчасти политического влияния греков на окружающие их в Причерноморье народы служит большое количество найденных при раскопках, начиная с 19 века артефактов, таких как греческая керамика и ювелирные изделия в захоронениях знатных скифов, а также возникновение эллинистических царств по берегам Черного моря (Боспорское Царство и др.) Да и само «внутреннее» Скифское царство, образовавшееся в 3 веке до н.э. («Царские скифы»), вплоть до его завоевания готами в середине 3 века н.э., распространяя свое влияние да континентальные районы Приазовья (в основном современная Херсонская область), тоже несло туда греческую культуру. Пусть даже и в варварском восприятии.
Это Скифское царство было в достаточно мере эллинизированным уже во времена Митридата, о чем свидетельствует опять же множество бытовых артефактов в ходе раскопок (например, на «Митридатовой горе» вблизи современной Керчи в Крыму) и сама планировка по Гипподамову плану скифских поселений (Неаполь Скифский и др.) во внутренней части Крымского полуострова.
Многообразие греческих колоний на берегах западного и северного Причерноморья и ареалы обитания окружающих их народов, их племенные и политических образования можно проследить по карте на рисунке 3.
Имел место и обратный процесс влияния привычек и поведенческих стереотипов окружающих колонии народов на эллинскую культуру, который изначально больше всего ощущался в самих колониях, а в дальнейшем и в материнской Греции. Так, например, относительно причерноморских колоний еще Геродот неодобрительно замечает, что греки в этих колониях часто перенимают скифскую привычку пить вино неразбавленным (что так и называлось «пить по-скифски»).
Эта привычка сначала получила распространение при македонском (полу-варварском, как считали греки) царском дворе, а после фактического завоевания Македонией Греции в конце правления Филипа II стала все больше распространяться и в самой Греции. Но там этим методом пользовались правда избирательно, когда сознательно хотели напиться до полного опьянения.
Также Исократ, а позднее Полибий указывают на то, что причерноморские греки переняли у скифов соколиную охоту.
Но, пожалуй, больше всего раздражало ряд поздних греческих историков (а также и ортодоксально настроенных философов) то, что в колониях греки стали заимствовать у окружающих народов более свободные манеры в вопросах поведения своих жен. Которым в отличие от материнской Греции дозволялось вполне свободно ходить в одиночку (без сопровождения домашней прислуги, самого мужа или его родственников) на рынок и вообще по улицам, где они могли подолгу беседовать с подругами (все это правда только в светлое время суток), а также предоставлялись удобные места в амфитеатрах среди первых, традиционно мужских, рядов во время театральных представлений.
2. Эллинистическая эпоха и римский период
Исторические события, связанные с эллинистическим периодом в истории античного мира хорошо известны, хотя датировка начала и окончания этого периода дискутабельны.
Большинство историков считают, что ее надо датировать с момента практического подчинения Греции Македонией после победы Филиппа II в битве при Херонее в 338г. до н.э. При этом ряд авторов (Лурье С.А. и др.) придерживается мнения, что начало это периода надо отсчитывать с момента окончания завоевательных походов Александра Македонского и его смерти в Вавилоне в 323г. Но здесь как видим разница небольшая.
Однако по мнению других исследователей (Пьер Левек и пр.) начало эллинистического периода надо датировать с момента ухода со сцены прямых приемников державы Александра – его полководцев-диадохов, и с началом правления уже их сыновей и внуков – эпигонов. То есть около 280-279 г. до н.э. Тут разница уже несколько больше. Этапы первоначального (время диадохов) и более позднего (эпоха эпигонов) распада державы Александра Великого можно проследить по картам, представленным на рисунке 4.
Также имеются разные мнения по поводу окончания эпохи эллинизма. Опять же большинство исследователей считают моментом ее окончания завоевание Октавианом Августом последнего эллинистического Египетского Царства в результате его победы в войне с Марком Антонием и Клеопатрой в 30г. до н.э.
Но ряд историков придерживаются мнения крупного британского историка и культур-философа 20 века А.Дж. Тойнби, который считал, что поскольку Римская Империя была уже тоже эллинизированным государством, то период эллинизма (в культурном и идеологическом плане) продлился уже в ней до начала ее активной христианизации в середине IV века н.э. Автор данной статьи в этом вопросе солидарен с мнением Тойнби и сторонников его подхода. Но и при таком подходе эпоху эллинизма надо делить на греческий (до 30 г. до н.э. - длился 3 века) и последующий за ним римский период – следующие как минимум 3,5 века.
Как бы там ни было эпоха Эллинизма в целом оставила за собой огромное культурное и идеологическое наследие, вполне сопоставимое с наследием классической античности. Ее культурное наследие в его материальном и культурно-идеологическом выражении, сохранилось местами несколько лучше чем наследие классической античности, но до нас все равно дошли только руины древних городов, более или менее сохранившиеся великолепные скульптуры (рис.5) и фрагменты из трудов историков, философов и ученых той давней эпохи.
Последние в современном понимании появляются как раз уже только в период эллинизма - тут можно упомянуть прежде всего таких титанов того времени как Архимед с его универсальным гением, Ктесибий - основатель гидравлики и пневматики (создатель самых точных для своего времени водяных часов – клепсидр - непрерывного действия) и конечно основатель геометрии Эвклид.
Выдающимися астрономами и математиками той эпохи были работавшие на грани III-II веков до н.э. в Александрии Эратосфен (измерил окружность земли и расстояние до Солнца) и Аристарх Самосский (первым вдвинул гелиоцентрическую гипотезу строения вселенной опередив свое время почти на 15 веков.).
Из числа талантливых изобретателей и инженеров эпохи эллинизма также нельзя не упомянуть работавшего в начале 1 века н.э. Гиерона Александрийского – конструктора первых автоматонов и создателя первого парового двигателя, работавшего гораздо более оригинальным и продуктивным способом на основе не поршневого как у Уатта но реактивного принципа. К сожалению, это гениальное изобретение в то время господства дешевого рабского труда не понадобилось и индустриальная революция в результате также запоздала на почти на 18 веков.
Среди выдающихся скульпторов той эпохи можно назвать таких как: Аполлоний, Тавриск («Фарнезский бык»), Атенодор, Полидор, Агесандр («Афродита Мелосская», «Лаокоон») и Пифокрит (Ника Самофракийская).
Также надо отметить большую склонность скульпторов «второго уровня» к украшению искусными рельефами больших мраморных ваз, которые тоже приравнивались к дворцовым скульптурным произведениям своего времени. Из мастеров этой отрасли известны: Сальпион, Сосибий, Понтий.
Огромные успехи были достигнуты и в области архитектуры, одним из грандиозных представителей которой стал Александрийский маяк на острове Фарос (рисунок 6).
Римская скульптура, хотя в целом ряде вопросов (пластическая законченность форм, фигуративная выразительность) и была продолжением греческой, но в целом носила несколько другой характер.
Здесь стоит отметить прагматический, во многом «государственный» подход во всем римском искусстве, ставившем свой целью то, что мы сейчас называем монументальной пропагандой. Древний Рим практиковал в некотором роде тоталитарный подход к формированию массового сознания. Он стоил не дешево, но достигаемый через него эффект того стоил.
И помимо «хлеба и зрелищ» в эту программу входила монументальная скульптура на государственную тему. Это были, как правило, статуи усопших (а иногда и еще живых) императоров устанавливаемые как на площадях, так и в храмах посвященных их имени.
Это было связано с тем, что на протяжении всего дохристианского периода в Древнем Риме достойные императоры («отцы отечества») после своей смерти входили в пантеон государственных богов империи и ставили им памятники на площадях имперских городов (в первую очередь в самом Риме) и статуи в храмах, посвященных уже в честь них учрежденному государственному культу.
Наиболее в этом отношении долговременным и всеобщим культом в эпоху до Константина был культ основателя Римской Империи Цезаря Августа (в качестве государственного культа он даже соперничал с культом самого Юпитера Капитолийского). Помимо главного храма августа в Риме к середине II века н.э. уже насчитывалось более 30 храмов этого культа в различных городах империи.
Август (а потом и Траян) почти всегда изображался могучим воином с властным и красивым лицом, с устремленным вперед гордым взором (рисунки 7 и 8). Он стоял обычно в одежде триумфатора в зените силы и славы с символами государственной власти в руках.
В области архитектуры и градостроительства Древний Рим тоже достиг невероятных успехов не только благодаря своим мастерам, но и своим изобретателям и инженерам (тут надо прежде всего отметить изобретение бетона, так называемый «перуланский бетон», состав которого полностью не разгадан до сегодняшнего дня, и который обладал свойствами застывать в воде и только крепчать со временем).
Этот бетон, в частности, был применен при строительстве знаменитых римских акведуков. Многие из которых не просто сохранились, а сохранились можно сказать почти в рабочем состоянии до наших дней, как например акведук в Клавдия на юге Римской Кампании. Этот же бетон использовался и при сооружении купола и опорных конструкций Пантеона, сооруженного в 120-130 гг. н.э. при императоре Адриане. Который и сегодня стоит со своим самым крупным в мире открытым куполом в прекрасно сохранившемся состоянии (вплоть до внутренней отделки) в центре Рима, как монументальный памятник римской государственной идеологии в контексте ее религиозной толерантности (рисунок 9).
Известно, что его купол ремонтировали только однажды при императоре Септимии Севере в 207г. н.э., спустя 80 лет после постройки и больше ни разу. Изучавшие его инженеры считают что благодаря особым качествам римского бетона его купол как и весь этот храм всех богов (там были наряду с греко-римским пантеоном были представлены и сирийские и египетские божества) сегодня прочнее и сейсмо-устойчивее, чем в момент завершения его строительства.
Среди выдающихся философов эпохи греческого эллинизма можно назвать Эпикура (чье имя не нуждается в пояснениях) и основателя стоицизма Зенона Китийского. Оба обосновались в Афинах, ставшими философской Меккой всего периода поздней античности. В тех же Афинах продолжали свое учение, последователи Платона (Платоновская Академия просуществовала там дольше всего пока не была закрыта уже при в византийском императоре Юстиниане I) и Аристотеля (перипатетики). Многие теологически обработанные идеи Аристотеля заимствовала впоследствии христианская Церковь.
Среди римских философов стоит упомянуть, конечно, прежде всего Сенеку, Эпиктета и «философа на троне» - императора Марка Аврелия. Все они были приверженцами философии стоицизма. И наконец в самый поздний период античности в Риме возникла школа неоплатонизма (Плотин, Ямвлих. Порфирий, Прокл и др.), которые придали философии Платона более космический и вместе с тем мистический характер, позаимствовав последнее из сочинений гностиков.
Разумеется, эллинистическое искусство, особенно в римский период, не обошло стороной и греческие колонии Причерноморья. (В греческий период они во многом были предоставлены самим себе, мало кого интересовали, выживали традиционной торговлей и отбивались как могли от варваров. И хотя культурная инфильтрация, конечно, имела место, но достаточно вяло.)
Рим, как уже было сказано ранее, уже к началу имперского периода, сначала превратив Средиземное Море практически в свое внутреннее море (Mare Nostra – «наше море» – как называли его римляне), в 1 веке н.э., стал проявлять активный интерес к зоне Причерноморья и взял под свою защиту почти все из существовавших тогда там греческие колоний, что следует из самих масштабов Римской Империи к моменту ее наивысшего расширения и в период ее наибольшего процветания в правление императора Антонина Пия в середине 2 века н.э. Это можно проследить по карте на рисунке 10.
Но при этом взяв под свое крыло греческое Причерноморье римляне, обустроив там передовые линии укреплений (ряд лимесов), не стали продвигаться военным путем дальше в степную и лесную зону варварских племен (имея печальный опыт в Германии с Варом в Тевтобургском Лесу), предпочитая классический торговый обмен и демонстрацию «мягкой силы» в виде распространения материальных и культурных носителей римской цивилизованности.
Благодаря этому им удавалось выстраивать порой достаточно долговременные и в целом дружественные отношения с теми же «Царскими скифами» в северном Причерноморье, карпатским роксаланами и аланами на Кавказе.
Также они наладили получение оттуда на римскую службу наемников в свои вспомогательные войска, которые они использовали в других концах своей империи. Особенно отличались при этом первоклассные наездники из числа «Сарматской конницы», которая во 2-4 веках н.э. помогала римлянам сдерживать воинственных пиктов на севере Британии. А помогали Риму в наборе этого сарматского контингента как раз понтийские греки, давно установившие связи с сарматскими вождями.