Верховный суд России указал на то, что отказ обвиняемого в уголовном преступлении добровольно разблокировать свой телефон по требованию полицейских, не может считаться доказательством вины. Об этом говорится в сентябрьском определении ВС РФ.
К такому выводу судьи Верховного суда пришли при рассмотрении кассационной жалобы на приговор суда в Волгограде. Там виновным признали мужчину, который обвинялся в торговле наркотиками и получил 10 лет лишения свободы. Из материалов дела следует, что Романа Касенкова задержали зимой 2020 года со свертком с наркотиками на территории бывшего завода. По данным полиции, там делались закладки.
Защита мужчины утверждала, что умысла на торговлю наркотиками у Касенкова не было, а суды первой и второй инстанции неверно квалифицировали его действия. При сами суды, отвергая доводы защиты, ссылались на то, что Касенков отказался добровольно предоставить правоохранительным органам пароли от изъятых у него мобильных телефонов, в связи с чем экспертам не удалось получить доступ к содержащейся в телефоне информации.
«Между тем, отказ обвиняемого от показаний не может быть истолкован против него либо являться даже косвенным подтверждением виновности. Согласно презумпции невиновности обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, лежит на стороне обвинения», — говорится в определении Верховного суда.
Верховный суд отметил, что первый и апелляционный суды необоснованно расценили способ защиты Касенкова в качестве обстоятельства, подтверждающего его виновность. «Кроме того, данный вывод судов также основан на предположении о возможном содержании в памяти мобильных телефонов Касенкова сведений, подтверждающих его причастность к сбыту наркотических средств», — говорится в определении.
Также ВС РФ указал, что в материалах дела нет доказательств того, что Касенков предпринимал какие-либо действия для создания закладок и пытался продать наркотики. Его вина заключается лишь в том, следует из определения, что он находился с наркотиками на участке, который оперативники считали местом, где делаются закладки. При этом сам Касенков заявлял, что приобрел наркотики для личного потребления. В итоге Верховный суд переквалифицировал его обвинение на менее тяжкое и сократил срок наказания с 10 лет до трех лет и трех месяцев.