Статья навеяна мотивами романа английского писателя Энтони Горовица «Дом шёлка». У него хорошие детективы, напоминающие Агату Кристи. Помимо детективного сюжета, автор в книге поднимает проблему судьбы бездомных лондонских мальчишек. Действие происходит в конце XIX века. Улицы, по мнению автора, наводнены мальчишками-беспризорниками. «Они попрошайничают, шарят по карманам, подворовывают, тихо умирают, никем не любимые и не нужные».
Автор очень ярко описывает такого мальчика. «Недокормленный, болезненный, волосы спутаны, глаза слезятся, кожа поражена лондонской грязью.» Горовиц отмечает, что «этих детей слишком много и все выглядят одинаково».
Мужская школа «Чорли Гранж»
Вот один из этих мальчишек, по сюжету романа, становится жертвой. Расследование приводит главных героев в мужскую школу «Чорли Гранж», которую содержала одна семейная пара. В романе этой школе уготована совсем отрицательная роль. Но мне стало интересно, как детально автор описывал школу.
Она была основана «Школьным обществом лондонских кварталов» на территории бывшей фермы. Мальчишек в заведение приводили с лондонских улиц. Еще один вариант - это передача через службу полицейских судов. Ребенка ловили и судили за какое-либо преступление, чаще всего воровство. В качестве наказания предлагали альтернативу - в тюрьму или в школу. Конечно, последний вариант был предпочтительнее.
Собственные земельные угодья давали возможность обеспечивать школу продуктами питания. Поэтому воспитанников активно привлекали к труду на земле и на скотном дворе. Мальчики выращивали овощи, ухаживали за свиньями и птицей. Им давали крышу над головой, одежду, учили основам грамоты, религии и некоторым видам ремесла - сапожника, портного, плотника. В свободное время дети учились играть на музыкальных инструментах и даже давали концерты, на которых собирали благотворительные взносы.
Предполагалось, что пробыв определенное время в этой школе, ребенок станет более трудоспособным, приобретет минимальные навыки этикета, станет немного образованным. У такого ребенка будет больше шансов не скатиться снова на самое дно, вырваться из замкнутого круга воровства, преступности и попрошайничества.
Я «погуглила», такого названия «Чорли гранж», помимо как на страницах романа, не нашла. Значит школа вымышленная. Но скорее всего был какой- то прообраз школы или нескольких школ, с которых списано примерное устройство и быт. Самым подходящим вариантом мне показалась Королевская филантропическая школа в Редхилле ( это только моё предположение).
Редхилл фарм
Она была основана в 1849 году Филантропическим обществом. Для этих целей в местечке Редхилл графстве Суррей учредители приобрели поместье. Фермерская школа (Редхилл фарм) предназначалась только для мальчиков, которые были пойманы на воровстве, попрошайничестве. Школа работала по образцу исправительной колонии. Согласно закону, принятому Парламентом в 1854 году, судам разрешалось отправлять малолетних правонарушителей в Редхилл фарм, вместо тюрьмы. ( Вот все вышеописанное один в один с Чорли Гранжем).
В историческом центре Суррея до сих пор хранятся журналы приема воспитанников. Из этих документов можно узнать обстоятельства попадания ребенка в школу, описание его физических качеств, адреса и имена его родственников, если такие имелись. Важным представляется и тот факт, что эти записи со временем дополнялись. За судьбой ребенка следили, записывали его дальнейшие успехи в трудовой деятельности - кто-то пошел на флот, кто-то стал ремесленником, кто-то уехал в другую страну.
Редхилл фарм был рассчитан на пребывание 60 мальчиков одновременно. Заведовала школой, как и в романе, супружеская пара. Основным занятием, как и в Чорли гранже, была работа на полях, а также обучение основам ремесла. Школа просуществовала до 1988 года.
Приюты для беспризорников доктора Бернардо
Возможно еще одним прообразом «Чорли гранжа» стали приюты доктора Бернардо. Автор в романе один раз о них упоминает, когда рассказывает о судьбе двух детей 8-9 лет, направленных после суда как раз в эти приюты.
Вот фамилия доктора Бернардо и его деятельность, связанная с приютами, упомянутая в книге - не вымысел. В Лондоне даже есть Музей школы беспризорников, в котором когда- то жили дети этого приюта. Но давайте по порядку.
Доктор Томас Джон Бернардо (Barnardo), выходец из Ирландии, филантроп с медицинским образованием , создал сеть приютов для детей беспризорников. В декабре 1870 года он открыл Дом для рабочих и беспризорных мальчиков на улице Степни-Козуэй, дом 18.
Этот дом позже назвали домом «Всегда открытые двери». Название пришло не просто так, а после трагического случая, когда в приют не смогли принять ребенка из-за отсутствия места. Мальчик погиб и об этом стало известно доктору Бернардо. После этого случая лозунгом дома стала фраза: «Нуждающемуся ребенку тут никогда не будет отказано».
Приют существовал на деньги благотворителей. Без пожертвований сложно было бы оплачивать арендную плату за здание - 45 фунтов стерлингов в год. Изначально Дом был рассчитан на 60 мальчиков. Кроме спален были четыре комнаты, оборудованные под туалеты с умывальниками и ваннами. Была кухня, прачечная, чердак, каретный сарай и конюшня. Мальчики были одеты в одинаковую униформу - синие туники и брюки с красной отделкой, на голове носили кепи.
Отличием этого приюта от Редхилл фарм была краткосрочность пребывания и добровольность. Через несколько месяцев мальчиков просили покинуть заведение, чтобы освободить место другим желающим. Считалось, что этого времени хватит, чтобы обучить ребенка азам ремесла, сделать более самодостаточным и повысить его шансы на выживаемость на лондонских улицах.
За семь лет существования приют расширился, стал занимать дома под номерами 6,8,10 и с 18-26, почти улицу. Появилась возможность организовать мастерские - для обучения столярному мастерству, изготовлению изделий из кожи и шитью одежды.
Постепенно приюты доктора Бернардо стали занимать целый квартал. К 1885 году там могли разместить уже около 400 мальчиков. Список ремесел, которым обучали, также значительно расширился. Это книгопечатание, машиностроение, кузнечное дело, изготовление щеток, циновок, сбруи, пекарное, жестяное дело.
Приют располагал также учебными классами, бассейном, площадкой для игр и спорта, библиотекой, залом заседаний.
Многие воспитанники учились игре на музыкальных инструментах. В приюте был даже собственный оркестр ( как и в романе!), который иногда принимал участие в уличных мероприятиях.
Возможно мои предположения и ошибочные, но мне кажется именно эти две школы - Редхилл фарм и Дома доктора Бернардо послужили для создания собирательного образа школы для мальчиков «Чорли Гранж» Энтони Горовица.
С темой беспризорников связана статья
Она рассказывает о политике детской миграции в Англии. Возможно вам будет интересно.