Найти тему
Катехон

Коридор Индия — Ближний Восток — Европа: значение, потенциал и проблемы

Во всё более многополярном мире IMEC мог бы служить символом международного сотрудничества и экономического развития

Саммит G20, недавно состоявшийся в Нью-Дели, рассматривается как дипломатическая победа Индии, особенно с учётом полного консенсуса по всем вопросам, упомянутым в совместном коммюнике. Итоги саммита G20 также получили высокую оценку со стороны некоторых лидеров оппозиции в Индии. На саммите лидеры Соединённых Штатов, Индии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Франции, Германии, Италии и Европейской комиссии представили амбициозный проект: коридор Индия — Ближний Восток — Европа (IMEC). В него входят восточный маршрут, который соединяет Индию с Персидским заливом морскими путями, и северный маршрут из Саудовской Аравии в Европу через Иорданию и Израиль по железным дорогам и по морю. Основные цели проекта включают в себя обеспечение экономического роста, подключение Азии и Европы к коммерческим центрам, экспорт экологически чистой энергии, поддержку торговли и производства и укрепление продовольственной безопасности.

Этот мультимодальный транспортный коридор состоит из железнодорожных сообщений, судоходных маршрутов, высокоскоростных кабелей передачи данных и энергетических трубопроводов между Индией, ОАЭ, Саудовской Аравией, Иорданией, Израилем и Европой. Предлагаемый транспортный коридор дополняет усилия Саудовской Аравии и ОАЭ по превращению своих стран в основные торговые и транзитные маршруты.

Хотя IMEC рекламируется как противовес китайской инициативе «Один пояс, один путь» (BRI), важно понимать, что масштабы и потенциал BRI намного больше, и он намного опережает IMEC. Более того, Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль являются частью BRI и поддерживают тесные экономические и технологические связи с Пекином. Следовательно, Эр-Рияд, Абу-Даби и Тель-Авив на самом деле не рассматривают IMEC как противовес BRI; для них это, скорее, возможность улучшить свои региональные связи и торговлю, и они позиционируют коридор как часть своих стратегий по диверсификации экономики с меньшим акцентом на геополитическую конкуренцию.

Для Соединённых Штатов IMEC — это проект, с помощью которого они могли бы проецировать своё влияние на Ближний Восток в условиях растущей геополитической конкуренции в регионе.

В настоящее время большая часть торговли Индии с ЕС, который является одним из главных торговых партнёров Нью-Дели, осуществляется через Суэцкий канал, поэтому важен альтернативный маршрут. Для улучшения связей проект использует существующие торговые маршруты, включая порты в Израиле, Греции и Индии. Важно отметить, что большинство задействованных портов принадлежат государствам, за исключением порта Мундра в Индии, который контролируется индийским многонациональным конгломератом Adani Group, и порта Пирей в Греции, который контролируется китайской государственной компанией COSCO. Кроме того, ранее в этом году Adani Group приобрела порт Хайфы.

Одной из основных целей IMEC является снижение грузовой нагрузки на существующих маршрутах, тем самым расширяя глобальную и региональную торговлю. В то время как одной стране, несомненно, было бы непросто соответствовать экономическому охвату Китая, коалиция технологически и финансово способных стран могла бы коллективно предложить альтернативы, жизненно важные для глобальных цепочек поставок. IMEC также отражает растущее внимание к геоэкономике в мире, борющемся с перебоями в работе, кризисами в цепочках поставок и превращением торговли и финансов в оружие. IMEC укрепит стратегические и экономические связи Индии с Персидским заливом, Соединёнными Штатами и Европой и дополнит такие минилатералы, как I2U2 (Индия — Израиль — США — ОАЭ).

Однако операционная эффективность IMEC сомнительна, учитывая многочисленные проблемы, с которыми она сталкивается, и логистические сложности, включая затраты на погрузку и разгрузку, время, затрачиваемое в каждом порту. Будущие транзитные пошлины и сборы также ещё предстоит выяснить. Недостаточная инфраструктура в некоторых регионах представляет собой ещё одно препятствие. IMEC рассматривается как компонент возглавляемого G7 партнёрства по глобальной инфраструктуре и инвестициям, в значительной степени опирающегося на инвестиции частного сектора, в отличие от китайской инициативы BRI.

Достижение консенсуса между несколькими заинтересованными сторонами по мере реализации проекта также сопряжено с трудностями. Грузоотправители в конечном итоге будут рассматривать только IMEC в зависимости от объёма и экономической эффективности маршрута по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Кроме того, расстояние и эффективность маршрута, транспортные расходы, страхование и управление рисками являются важнейшими факторами, которые будут учитывать грузоотправители.

Прошлые усилия Индии по созданию транспортных коридоров и инициатив столкнулись с рядом проблем и задержек. Например, проект трёхсторонней автомагистрали, соединяющей Индию с Мьянмой и Таиландом, предложенный в 2002 году, Международный транспортный коридор Север — Юг (INSTC), порт Чабахар в Иране и инициатива Бангладеш — Бутан — Непал — Индия (BBIN) столкнулись со значительными задержками и трудностями из-за проблем с финансированием.

В то время как INSTC столкнулась с многочисленными препятствиями, связанными с санкциями, включение в IMEC союзников США на Ближнем Востоке и его экономических центров отличает этот проект. Влияние IMEC на INSTC ещё предстоит увидеть, несмотря на оптимизм российского премьера по поводу того, что он дополнит INSTC. Тем временем президент Турции Эрдоган объявил о планах создания альтернативного торгового коридора. Эрдоган настаивает на том, что «без Турции не может быть коридора», и рассматривает возможность совместного использования проекта «Дорога развития Ирака» в качестве альтернативного маршрута.

В 2022 году ЕС импортировал товаров из Саудовской Аравии на сумму 46,22 миллиарда долларов и экспортировал в страну на 32,81 миллиарда долларов. Аналогичным образом экспорт ЕС в ОАЭ составил 37,38 миллиарда долларов, в то время как импорт из ОАЭ достиг 14,7 миллиарда долларов. Индия также укрепила свои экономические партнёрские отношения с Саудовской Аравией, ОАЭ, Иорданией и Израилем, ещё больше усилив свою роль ключевого торгового партнёра в регионе. Следовательно, у стран-участниц есть стимул коллективно обеспечить введение IMEC в действие.

Появление IMEC происходит на фоне меняющейся глобальной динамики. Соединённые Штаты рассматривают этот проект как часть своей стратегии влияния на формирующийся многополярный мировой порядок. Индия, Саудовская Аравия и ОАЭ представляют формирующийся порядок, и они надеются, что этот проект подчеркнёт их региональные и глобальные геополитические позиции. IMEC согласуется со стратегией Вашингтона по предотвращению доминирования коалиции государств, включая Китай, Россию и Иран, в региональных связях. Однако Саудовская Аравия и ОАЭ рассматривают IMEC как средство укрепления своих инфраструктурных возможностей, продвижения многополярного мира и тесного взаимодействия со своими партнёрами и союзниками в регионе и за его пределами для дальнейшего укрепления своего глобального положения.

IMEC представляет собой многообещающую инициативу, обладающую потенциалом для изменения геоэкономического ландшафта Ближнего Востока. Это открывает возможности для экономического роста, подключения к интернету и международного сотрудничества. Успех IMEC будет зависеть от способности стран-участниц справляться с вызовами и извлекать выгоду из открывающихся возможностей. Во всё более многополярном мире IMEC мог бы служить символом международного сотрудничества и экономического развития при условии, что он сможет преодолеть вышеупомянутые препятствия.