Найти тему

Н.Г. АНДРЕЕВ: "БОГАТСТВО - ЭТО ГЛАВНОЕ".

Всего несколько лет назад имя директора пензенского городского центра культуры и досуга Николая Андреева было, что называется, «на слуху». Именно при его активном участии в Пензе и области проводился целый ряд культурно-массовых мероприятий, регулярными были гастроли в ЦКиД популярных российских звёзд…

И вдруг новость: Андреев переходит на должность директора … станции технического обслуживания автомобилей. Такая метаморфоза в его судьбе была воспринята с большим удивлением и даже недоумением, но Николай Григорьевич был уверен в правоте своего выбора…

– Николай Григорьевич, я думаю, что вас по праву можно назвать самым оригинальным и артистичным из пензенских директоров. Ведь далеко не каждый из них может, например, похвастаться дипломом, в котором значится: «Артист театра и кино»…

– Так уж получается, что в наше жесткое время многие поменяли свои профессии, часто и артисты уходят в бизнес.

– А какой творческий вуз вы закончили?

– Ленинградский институт культуры. И по образованию я также режиссёр драматического театра. После его окончания работал в театре и снимался в кино.

– А какие это были фильмы?

– Всего их пять, особо запомнились картины «Господин Великий Новгород» и двухсерийный фильм «Место встречи», главную роль в котором сыграл популярный некогда артист Александр Парра. А в театре меня судьба наградила встречей с поистине легендарными артистами: Аркадием Райкиным, Георгием Товстоноговым, Олегом Борисовым. Часто приходилось бывать на репетициях в разных ленинградских театрах…

-2

– Какие роли вы играли?

– Разнохарактерные. Моё амплуа – социальный герой, но очень часто приходилось играть и сказочных персонажей. Например, в «Золушке» за всё время работы в театре я сыграл почти всех героев – и Маркиза, и Короля, и Лесника…Множество ролей удалось переиграть и в спектаклях: «Стойкий оловянный солдатик», «Два клёна», «Айболит-66». И это мне очень нравилось, играл с удовольствием.

– Наверное, вы с детства мечтали стать актёром?

– Да, хотя в детдоме, где я воспитывался, меня усиленно толкали в военное училище, поскольку в школе постоянно был командиром отряда, активным малым. Но мне всегда хотелось заниматься творчеством…

– Так или иначе, вы и сегодня продолжаете творческую деятельность… А в принципе вы довольны своей судьбой?

– Дело в том, что для артиста главное – быть востребованным, реализоваться в творчестве, ведь без зрителя, славы, публичного признания он не может жить. Поэтому на определённом этапе я почувствовал, что у меня всё это есть и что уже успел даже пресытиться.

– Как долго вы работали в театре?

– Пять лет отработал в профессиональном театре «Господин Великий Новгород», до того четыре года учился в институте и играл сразу в двух – самодеятельном и студенческом. Хотя ещё со школьных лет был связан с театром. У нас был очень мудрый руководитель детской студии Владимир Лебердовский, который и привил нам любовь к искусству. Часто нас, детдомовских ребятишек, возили из Новгорода на спектакли в Москву и Ленинград. Учась в 10 классе, помню, мы ездили на спектакль театра на Таганке «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида. Нашу группу ребят в зал через «чёрный ход» проводили сами Высоцкий и Золотухин.

– В каком году это было?

– По-моему, в 1971-ом… Потом Лебердовский написал пьесу по сценарию фильма «Доживём до понедельника». Сам фильм шёл тогда с трудом, и за него боролись, а тут ещё и спектакль ставят… А у нашего руководителя было правило – обязательно приглашать автора на премьеру. И помню, сам Георгий Полонский, автор сценария, приезжал к нам, причем, ему всё очень понравилось… Это всё, конечно же, воспитывало в нас любовь к высокому искусству, и потому я не приемлю какой-либо халтуры или работы вполсилы.

Кроме того, мне посчастливилось работать на концертах с двумя великими артистами – Андреем Мироновым и Евгением Лебедевым. И я видел, как работают они, как выкладываются! Особенно Миронов. Когда он выходил на сцену, то был таким лёгким, порхающим, а затем, уходя за кулисы, быстро хватал полотенце, вытирал обильный пот и напоминал выжатую тряпку. Так продолжалось всего минут пять, к нему никто не решался подойти в это время и потревожить.

Кстати, в нашем институте преподавал хорошо известный сегодня «лицедей Асисяй» Вячеслав Полунин, он вёл у нас два года пантомиму. И мы видели, с каким трудом, с каким остервенением и отдачей он это делал. Конечно же, это очень сильно повлияло на нас, студентов. И когда я уже по воле судьбы и обстоятельств переехал из Новгорода в Заречный и занялся самодеятельностью, та «ленинградская планка», как своеобразный критерий в творчестве, во мне оставалась…

Но вскоре наступили тяжёлые времена для культуры.

– Вы говорите именно о том времени, когда, отработав долгие годы директором Пензенского центра культуры и досуга, вы вдруг неожиданно перешли на станцию технического обслуживания автомобилей и стали её руководителем?

– Да. И дело тут даже не в деньгах, их в культуре тоже можно заработать. Дело в отношении к самой культуре. Кажется, что она здесь практически не нужна! Денег не дают, нет возможности что-то сделать, – ни костюмы пошить, ни новый свет установить… Я так работать не умею. Начал искать – куда податься. И тут, видимо, по иронии судьбы, мне предложили попробовать себя в новой сфере – автобизнесе…

– Казалось бы, такие разные сферы деятельности… Сложно было начинать?

– Скажу честно, нет, не сложно. И все обычно удивляются, когда я так отвечаю…

Дело в том, что культура гораздо сложнее, – ежедневно мы проводили по 4-5 различных мероприятий или концертов. А что это такое? Это новый сценарий, круг людей, задействованных в нём, репетиции, масса народа. Вспомните, сколько людей собиралось на празднование 9 мая или Дня города! А ведь тут ещё и транспорт, и питание, и связь, и реквизит. И всё это практически замыкалось на мне, а ведь это страшная ответственность!

Здесь же у меня одно дело, и если я что-то не успел сегодня, то спокойно доделаю это завтра. Кстати, в странах «проклятого» капитализма труд работника культуры ценят куда выше, они там самые богатые люди!

…За время работы на СТО я понял, что автобизнес и культура, кстати, во многом совместимы и идут рядом. Потому что культура – это высшее проявление духовного начала человека, а автомобиль – высшее проявление его материальной мысли.

– Николай Григорьевич, судя по всему, вы верите в Судьбу?

– Конечно, ещё верю в гороскопы, гадание цыган, различные приметы и так далее.

– А как вы проводите свой досуг?

– Очень люблю проводить его с семьёй в деревне. Копать землю, облагораживать её. Причём, у меня долгое время была мечта иметь домик в деревне, и пять лет назад она, к счастью, реализовалась. Я вообще люблю всё деревенское, те же фильмы или рассказы. Например, Василия Шукшина или, скажем, картину «Аниськин и Фантомас». А корни, наверное, в том, что с детства вырос в деревне. И за эти пять лет жизни в ней посадил 150 деревьев…

– Получается, что вы уже с лихвой выполнили своё библейское предназначение – посадить дерево, вырастить детей и построить дом?

– Да, причём, у меня сейчас 70 соток, а в будущем хочу иметь 10 гектаров…

-Это уже мечта фермера…

-В какой-то степени. По крайней мере, мы здесь, на предприятии, планируем организовать своё подсобное хозяйство и базу отдыха. Когда нам позволят финансовые возможности, мы обязательно всё это построим.

– Вы счастливы в семейной жизни?

– Счастлив! Семья у меня просто замечательная. Женился в 26 лет, а перед этим очень долго выбирал жену, был очень привередлив. И вот, на седьмой женщине остановился…

– Как говорится, «семь раз отмерь, один раз отрежь…»

– Действительно, и именно с ней мне очень повезло, она родила мне двух детей.

– Она, наверное, тоже творческий человек?

– И творческий, и очень терпеливый, потому что характер у меня нелегкий – Лев, люблю руководить, но люблю ласку и нежность. Она – Весы. Говорят, что это не очень удачный союз по гороскопу, но, к счастью, у нас всё нормально.

– А какие черты характера вы стараетесь воспитать в своих детях и кем бы вы их хотели видеть?

– Главное качество – доброта. Ведь сегодня очень тяжёлый век, люди настолько жестоки друг к другу…Жизненный опыт привёл меня к выводу, что надо жить по старому закону: «Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Неважно, кем будут мои дети по профессии, каждый человек на любом месте может сделать многое, если, конечно же, он любит свою работу.

-3

– С каким чувством вы смотрите в будущее?

– С оптимизмом. Я даже иногда пишу стихи о нашем сложном переходном времени. Недаром говорят: «Не дай Бог вам жить во время перемен». Ведь мы столько потеряли сегодня, и в материальном, и в моральном смысле. Тяжело перестраиваться. Но ведь Господь призвал нас на Земле и мучиться, и страдать, и отдавать свои жизни во имя жизней других…

– Интересно, вы верите в реинкарнацию?

– Конечно, и потому не боюсь смерти. Я считаю, что это благо, как учит религия. Конечно же, жалко прощаться с человеком, которого ты знал, с кем жил и дружил. Но, в то же время, ты радуешься, что он попадает к нашему Отцу – господу Богу. И потому настрой жизненный на страдания должен быть в каждом. Когда он есть, и когда у тебя есть понятие, что ты на Земле существуешь не для того, чтобы только есть и гадить, а чтобы работать, страдать за других, – тогда живётся легче, ты понимаешь смысл жизни.

– У вас есть заветное желание?

– Их много. Конечно же, хочется, чтобы семья была дружна и крепка, не пошла когда-нибудь «по миру». Во-вторых, чтобы родное предприятие процветало и становилось богаче. И только на третье место я ставлю Здоровье. Потому что если в семье и на работе всё будет хорошо, то здоровье, даже если оно неважное, можно «купить», поправить.

В советские времена нам говорили: «Не надо думать о богатстве». Это в корне неправильно, – надо в первую очередь думать о богатстве, потому что без денег мы не сможем ничего, а уж про здоровье и говорить нечего. Потому что богатство – это главное, и это нормально и хорошо. Я всегда втайне завидую богатым людям, ведь именно деньги дают свободу жить, творить, любить и путешествовать.

«Новое время в Пензе», № 3, 23 января 2001 г.

-4

P.S. Этой публикацией 20-летней с небольшим давности мы начинаем канал "Пензенские встречи" под рубрикой "За кулисами времени". Согласитесь, интересно порой с некоторой долей ностальгии вспомнить сегодня о «героях вчерашних дней» и о том интересном «революционно-перестроечном» времени 90-х и начале 00-х, когда, в большинстве своём, и состоялись эти встречи.

Увы, некоторых из героев сборника уже нет сегодня с нами. И потому тем более ценной для нас, живущих на этом свете, является возможность ещё раз по-доброму вспомнить о них…

Однако самым главным героем этого яркого иллюстрированного сборника является … Пенза. Ведь, так или иначе, именно этот прекрасный город объединяет всех наших собеседников, которые в большинстве своём, являются нашими земляками. Во всяком случае, пензенская тема затрагивается практически во всех представленных в книге интервью-главках, и проходит своеобразным рефреном – «от сердца к сердцу».

В перспективе вас, читатель, ожидают и более "свежие" интервью, но уже под другими рубриками.