Кроме "Монгола", по осени 2007 года на наши экраны вышел другой знаменательный фильм отечественного производства. Фильм снял Никита Михалков, и фильм сразу отправился в Америку — на соискание "Оскара-2008". "Монгол" и "12" — картины прямо противоположные по духу. У Бодрова-старшего — костюмированная историческая мелодрама "интернационального" значения, у Михалкова — камерная драма, сделанная подчеркнуто про-российски. Впрочем, я уже говорил о "национальном колорите", и потому у фильма Михалкова действительно больше шансов получить дурацкого золотого человечка, чем у "Монгола" (фильм, кстати, действительно попал в шорт-лист).
Итак, "12". Это история двенадцати присяжных, запертых в школьном спортзале, где они должны вынести вердикт по делу чеченского подростка, убившего своего приемного отца, русского офицера. Почему присяжные сидят в спортзале? Ну, потому что это такая метафора, такой вот, в общем, гараж (вы ведь помните "Гараж" Эльдара Рязанова? Через частное — к общему. От гаража — до страны. Метафора, короче). Но я бы даже уточнил: президентский гараж. Ведь наш президент, Владимир Владимирович Путин, не только завоевал несколько спортивных титулов, но даже написал книжку про дзюдо, если вы не знаете. Он — спортсмен. А спортсмену необходим спортзал.
Мы быстро проникаемся симпатией к этим двенадцати присяжным. Потому что они — обычные люди. Пока в зале торчит судебный исполнитель, они шутят, пинают мячик, кушают бутерброды, кто-то играет на фортепиано, спрятанном за решеткой. Как и герои рязановского "Гаража", они хотят побыстрее вынести вердикт и разойтись по домам. Но для вердикта требуется единогласное решение. И вот тут оказывается, что один из них (герой Сергея Маковецкого) считает, что обвиняемый — невиновен. За 2,5 часа экранного времени он перетягивает на свою сторону остальных присяжных, и зрителя в том числе. Потому что подросток и правда невиновен.
Мог получиться неплохой детектив. Но Михалков, очевидно, поставил другую задачу. Поэтому мы смотрим не детектив, а сидим на уроке в вечерней школе для людей, которые с детских лет не усвоили моральных норм, и потому фильм должен их этим нормам научить.
Почему фильм не детектив? Потому что мы, зрители, находимся в более ущербном положении, нежели господа присяжные заседатели. Им известны обстоятельства дела, а нам — нет. У них на руках находятся прикнопленные к делу улики и свидетельские показания, и они три дня торчали на заседаниях суда. Нам же в начале фильма вместо заседания суда показали неплохую, но совершенно неинформативную нарезку: под бормотание судьи перед нами проносится на метафорическом велосипеде чеченский вьюноша. На обочине дороги стоит трибуна, с которой вещает Горбачев... мальчик едет дальше... потом появляется трибуна, с которой что-то болтает Ельцин... и вот тут начинается трагедия: война в Чечне. Конечно, Михалков правильно расставляет акценты: виновниками чеченской компании являются два чудака на букву "М" — Ельцин и Дудаев. Один пообещал суверенитет, второй поверил, а когда первый передумал, второй обиделся. В результате пролились цистерны крови. Виноваты взрослые: чеченский боец, который дает бойкому малышу нож, и хлопает в ладоши, когда тот начинает отплясывать джигу или как там это называется, а потом говорит: "На тебя тоже войны хватит, подрастай!". Виноваты взрослые, которые устраивают в школах какой-то беспредел, вроде этих присяжных заседаний, и которые проводят прямо через спортзал уродливые трубы ("давящие на детский мозг") — потому что накосячили при планировке. Всё это понятно. Всё это прописные истины. Но на пользу фильму это не идёт. Потому что на протяжении всего фильма зрители лишены возможности самостоятельно делать выводы о виновности/невиновности подростка. Они ждут, когда эти выводы сделают герои фильма. Ну, и герои фильма, конечно, эти выводы делают, сунув лишний раз нос в подробности дела. Зритель лишается возможности пошевелить извилинами, он тупо сидит в кинозале и смотрит на "движущиеся фотографии людей".
Да и заканчивается фильм недвусмысленно: председатель суда присяжных оказывается работником госорганов в отставке. Он с самого начала понимал, что подросток невиновен.
Главный месседж фильма такой: россиянин, думай своей головой! Но только не ошибись! Остановись и подумай! Для особо тупых зрителей этот месседж прямолинейно озвучивается в финале: герой Маковецкого приходит в темный, опустелый спортзал, где сидит беззаботная птичка, залетевшая сюда еще во время заседания, и говорит птичке: "Хочешь — лети. А хочешь — оставайся. Только решай сама!" Беззаботная птичка — это россиянин. И она сделала свой выбор: пренебрегла теплым спортзалом и вылетела под страшный снегопад…
Я читал немало отзывов на этот фильм в интернете. Отзывы достаточно разнополярные. Хвалят актерскую игру. Актеры, действительно, были собраны на съемочной площадке прекрасные. Вот только пришлось им играть не людей, а образы: "российский грузин, российский еврей, российский хохол, российский строитель, российский таксист и т.д." (и это не говоря о том, что по воле сценаристов им приходилось ни с того, ни с сего вдруг исповедоваться перед толпой незнакомых людей, заканчивая свои исповеди механическим подытоживанием: "я — против!" или "я — за!").
И всё-таки "12" интереснее "Сибирского цирюльника", предыдущего фильма Михалкова.
Оценка: 5,5 из 10.
Режиссер: Никита Михалков.
Сценарий: Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий (по мотивам сценария Реджинальда Роуза к фильму Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин"),
Оператор: Владислав Опельянц,
Композитор: Эдуард Артемьев.
В главных ролях: Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Никита Михалков, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Михаил Ефремов, Алексей Горбунов, Сергей Арцыбашев, Александр Адабашьян.
Интересные факты о фильме:
- Поскольку все 12 актеров должны были постоянно находиться в кадре, Никита Михалков заключил со всеми строгий контракт. Главное условие — на время съемок артисты не могут участвовать в других проектах. Исключением стал Валентин Гафт. Его Никита Сергеевич отпускал на спектакли — а в это время проводил репетиции с другими актерами.
- В "12" есть ноу-хау: синхронная съемка с нескольких камер, причем она используется не как технический трюк, а чтобы каждый из артистов не расслаблялся ни на минуту, зная, что и на него тоже может быть направлена камера.
- Поводом для съемок "12" стал вынужденный перерыв в работе над "Утомленными солнцем 2". По идее Михалкова, римейк люметовского фильма не даст застояться съемочной группе. Напомним, что в 1978 году он точно так же, между двумя сериями "Нескольких дней из жизни И.И. Обломова", снял блестящий фильм "Пять вечеров" по пьесе Александра Володина.
Читайте также на моем канале: