Найти тему
Журнал 4x4Club

Игорь Губарь: Пять проблем раритетного внедорожника, о которых вы вряд ли думали

Признаться, я давно мечтаю приобрести раритетный автомобиль, ну или на худой конец янгтаймер. Однако Volkswagen Golf 1 Convertible сегодня нигде не найдёшь, а «Москвич» и искать не хочется. И вот недавно я подумал, а что если замахнуться на внедорожник? Ведь даже Jeep Grand Cherokee ZJ в наше время янгтаймер.

На всякий случай напомню, что янгтаймер – это автомобиль в хорошем состоянии, первая регистрация которого состоялась от 20 до 30 лет назад, а производство прекращено.

Чтение бортовых журналов владельцев разного рода авто-винтажа и долгие беседы с ними, привывели меня к интересным выводам, которыми я и хочу с вами поделиться. Нет, не предостеречь, просто предупредить…И для начала давайте определимся, о чём пойдёт речь. Итак, в категорию раритетов и янгтаймеров, кроме тех, что спецом привезут под вас из Калифорнии, входит довольно много моделей, разбросанных по просторам бывшего СССР. Самый простой пример – ГАЗ-69. Погрузившись в пыльные архивы сетевых площадок по продаже автомобилей, ограничив год поиска 1993-м, можно и вовсе растеряться. И если «Нива» не совсем соответствует заявленным требованиям (совершенно, кстати, зря), то Opel Frontera или Nissan Terrano вполне подойдут. Есть и Toyota Land Cruiser 60/70/80, и Jeep различных моделей, и Ford Bronco с Explorer, и Land Rover, и немало других, в том числе праворуких. Ужесточение требований даже на десяток лет резко снижает количество предложений. И так с каждым десятилетием. Ну ладно, это проблемы выбора, от которого страдают возжелавшие себе классику, а мы-то с вами – о проблемах.

-2

Крепёж.

Первое, с чем столкнётся новоиспечённый владелец полноприводного раритета – приржавевший-прикипевший намертво крепёж. И на новых машинах после первой зимы болты и гайки покрываются слоем ржавчины, а на тридцатилетних они превращаются в монолит. Особенно у японцев. Невозможность ничего открутить не сломав усугубляется тем, что вид и размерность крепежа могут быть оригинальными. И дело не только в метрическом или «имперском» стандарте измерений, но и в резьбе, её ходе, ключах и специнструменте, без которого ни подлезть, ни отвернуть. Высверлить, нарезать, заменить на аналог из ближайшего хозмага, в принципе, можно, но это уже «колхозинг».

-3

Резинки.

Раньше полиуретана не было и всё делалось из резины, зажималось железом, и стыковалось с цветными металлами и алюминием как попало. После пары «ремонтов», проведённых ещё при жизни, вся это охлаждающая, обогревающая, передающая давление и вакуум пневмо-гидравлика, полусгнившая изнутри и потрескавшаяся снаружи, потребует немедленной замены, грозя рассыпаться в первой же поездке чуть подальше от дома. Разного рода медные трубки, вставленные в алюминиевые детали, тоже дышат на ладан, а стальные бандажи держатся на честном слове. И их много!

-4

Электрика.

По части геморроя, электрика может поспорить даже с крепежом. В конце концов, что-нибудь откручивать придётся может и не сразу, а вот старая электрика, как правило, даёт о себе знать в момент передачи денег бывшему владельцу. Погасшая панель приборов, мигающие стоп-сигналы и неработающий клаксон – это для разминки. В большинстве случаев, электрика, которая за долгие годы успела основательно окислиться, заржаветь, обветшать, обтрепаться, износиться и попросту сгнить, вынесет вам мозг так называемыми «плавающими неисправностями», пропадающими контактами и массой. Если бортовую сеть пытались ремонтировать кустарно – помножьте всё это на три.

-5

Расход.

Возможно вы всё-таки заказали американский Land Rover 90 1983 года с 4.0-литровым V8 и автоматом, в жёлтом цвете, с тентом от Legacy Overland, и расход топлива вас не волнует, хотя, в целом, прожорливость старых машин может стать для многих откровением. Как это, 30 литров на сотню среднего расхода, с динамикой «Жигулей»?! Даже дизеля не очень спасают. Тот же 4.0-литровый тойотовский 2H, с удовольствием сожрёт в городском цикле 20 литров, ну или 17, если с наддувом. Можно, конечно, и меньше, но тогда плестись придётся так, будто за окнами 1970-е. И кстати, если ваш раритет рассчитан на 66-й бензин, то даже на А-92 ему будет нехорошо.

-6

Питание.

Уже упомянутый расход усугубляется проблемами с системой питания. Карбюраторы того времени почти достигли совершенства, а значит стали очень сложными. А вот впрыск, наоборот, не достиг, но тоже ненадёжен. А ведь есть варианты, скажем, с двумя «стромбергами», как на классическом Range Rover – его даже в Гейдоне не возьмутся балансировать, предложив заменить на «газоновский». А дальше либо уже упомянутый «колхозинг», либо бесконечный поиск деталей на форумах и разборках. И закисшие тросики на закуску. Про впрыск вообще говорить не буду – цензура не пропустит. Про механические ТНВД и инжекторы дизеля тоже, хотя тут ситуация попроще.

-7

Если вам всё ещё не страшно, тогда несколько слов, так сказать, общего характера. Старые машины, как правило, тесные, со скверной эргономикой (американцы – чуть получше). Безопасность, и активная, и пассивная, практически отсутствует. Тот факт, что они тяжёлые, рамные и высокие – не всегда помогает, поэтому удар даже полуторатонной кувалды KIA RIO переносят скверно. Замена агрегатов может оказаться удачной, а может и нет, особенно, если был свап, например, на старую коробку поставили другой мотор, или наоборот. Наконец, самое очевидное – ржавчина кузова и рамы. Если её видно – хорошо, а если она замаскирована под слоями краски, шпатлевки, монтажной пены и старых носков, то не очень – ибо вы очевидно переплатили. И всё же звук, с которым захлопывается старая железная дверь, или работает чугунный V8, крен мягкой подвески, холод крашенного металла в салоне, даже запах старой бабушкиной дачи, который почти всегда сопровождает раритеты – это не передаваемо! Так что не поддавайтесь панике и ищите свой вариант. Не бросайтесь на первый попавшийся, внимательно присмотритесь. Заранее обеспечьте себя ремонтной базой, чтобы не лежать в луже у помойки, пытаясь понять откуда льёт масло и антифриз. Кто-то справедливо сравнивал владение старым автомобилем с курением трубки: возни много, расходы большие, всё долго, медленно… но непередаваемо.

-8