Найти тему
Littleone

День учителя 2023: «Хотелось бы, чтобы во главе всего стояли спокойствие, интерес и свобода»

Сегодня в России отмечается профессиональный праздник работников сферы образования. «Литтлван» поздравляет всех причастных с Днем учителя и вспоминает 5 самых популярных материалов о педагогах, вышедшие на портале.

  Pixel-Shot, shutterstock
Pixel-Shot, shutterstock

«Не победили — ничего страшного, будете дальше тренироваться»

Кирилл Арефьев — учитель начальных классов в ГБОУ Москвы «Школа № 158», победитель конкурса «Педагогический дебют 2015»:

«Надо учить детей проигрывать. На веселых стартах первоклассники сильно расстраиваются, когда не занимают 1 место. Здесь важно сделать акцент на избитой, но важной фразе: «Главное — не победа, а участие». Знаю коллег, которые приходят и подливают масла в огонь: «Господи, что вы такие неспортивные? Не могли первое место занять? Позор школы». Такого точно нельзя допускать. Не победили — ничего страшного, будете дальше тренироваться. Помимо конкурсов в 1 классе есть и олимпиады, но их мало. И они не всем подходят: это все-таки уровень повышенной сложности. Однако я обычно рекомендую участвовать».

Полностью интервью с Кириллом Арефьевым, в котором он рассказал, что, на его взгляд, обязательно должен уметь и знать будущий первоклассник, нужны ли оценки в 1 классе и должны ли родители делать с детьми домашку, читайте на Littleone здесь.

«Я жду стабильности»

Римма Раппопорт, учительница русского языка и литературы, ведущий методист «Грамоты.ру»:

«От нового учебного года я жду стабильности. Подразумеваю под ней хотя бы отсутствие встрясок. Больше всего мне, как учителю и родителю школьницы, хотелось бы, чтобы во главе всего стояли спокойствие, интерес и свобода. Когда дети и учителя могут работать вместе без лишних негативных переживаний, в атмосфере свободы (не без необходимых рамок, конечно), тогда рождается и интерес, тогда только и происходит образование».

Чего еще ждет от нынешнего учебного года и что желает детям и родителям Римма Раппопорт и другие уважаемые педагоги России, читайте в большом опросе на Littleone здесь.

«Главная проблема — отсутствие единства оплаты труда»

Михаил Солонников — учитель русского языка и литературы МБОУ «Елизаветинская СОШ» (Гатчинский район Ленобласти), победитель областного конкурса «Педагогические надежды-2017», финалист премии «БЛОГ-ПОСТ 2021»:

«Я отказался бы от цифровизации (в образовательном процессе — прим. ред.). Нельзя заменять ею живой урок. Я вообще ушел от презентаций, хотя раньше готовил их к каждому занятию. Сейчас мы работаем с книгами и доской. Я не вижу у детей сильной заинтересованности в видео или презентациях. Этим уже не удивишь. К тому же, ВПР и подобные проверки — это то, что мешает уроку. Мы прекрасно понимаем, что нужны результаты. Соответственно, происходит натаскивание, а не обучение. Третья проблема — мало кадров. Многие выпускники педвузов предпочитают работе в школе что-то смежное. А главная проблема, конечно, — отсутствие единства оплаты труда. Зарплата московского учителя в разы отличается от той, что получает его коллега с юга России. Из-за этого многие берут немыслимое количество часов, а это уменьшает время на подготовку к занятиям и только вредит».

Полностью интервью с Михаилом Солонниковым о современной школе, уровне грамотности молодежи, чтении классики и ЕГЭ читайте на Littleone здесь.

«Нужно общаться с детьми»

Руслан Хузин — учитель физики и информатики МАОУ «Криулинская СОШ» (Свердловская обл.), победитель Всероссийского конкурса «Лучшие цифровые практики в образовании» в номинации «Лучший цифровой учитель», «ПРО-образование» в номинации «Контент года», лауреат Всероссийского конкурса «Я — iУчитель»:

«Я считаю, чем позже семья обратится к репетиторам, тем лучше. Нужно развивать в детях самостоятельное мышление и ответственность за свои знания. Иначе они будут бояться шаг сделать без чужой помощи. Когда сильные пробелы, то родители, конечно, могут помочь или сводить ребенка к репетитору несколько раз, но потом все равно вернуться в школу. Если с самого начала сильно ограничивать свободу ребенка, навязывать свое мнение в вопросах литературы, например, то у него даже не будет шанса подумать самостоятельно, сложить свое представление о произведении или герое. Нужно общаться с детьми, задавать наводящие вопросы, а не сразу давать ответ. У нас с дочкой, она учится в 7 классе в другой школе, доверительные отношения. Алина делится со мной порой такими вещами, которые не рассказывает маме. Я в свою очередь не навязываю ей свои знания по физике и информатике. Она пока отличница, но я говорю ей, что ничего страшного не произойдет, если у нее в четверти будут четверки».

Целиком разговор с Русланом Хузиным о преимуществах работы в сельской школе, стереотипах, ноу-хау в физике и информатике и об образовании в целом читайте на Littleone здесь.

«Бывало, приходишь в учительскую, а все уже разобрали»

Андрей Федотов — преподаватель английского языка Шуховского лицея Белгорода, член совета-учителей блогеров, при Общественном совете при Министерстве просвещения РФ, призер областного конкурса «Учитель года-2015» в номинации «Молодые учителя», лауреат всероссийской премии «ПРО образование» за лучший образовательный блог:

«Когда я учился, мы и подумать не могли, что бумажные журналы когда-то станут электронными, а классы будут оснащены собственными проекторами. Другое дело, как относятся преподаватели старой закалки к цифровизации. Изначально многие были против. А сейчас мы с ужасом вспоминаем, как раньше «охотились» за бумажными журналами по всей школе, чтобы выставить оценки. Бывало, приходишь в учительскую, а все уже разобрали. Кроме того, сейчас сложно представить уроки без техники, презентаций и онлайн-ресурсов. Я с удовольствием показываю детям короткие тематические ролики классных онлайн-преподавателей английского языка. Не вижу ничего плохого. Это еще один способ интересно донести теорию до учеников».

Полностью интервью с педагогом-блогером из Белгорода Андреем Федотов читайте на Littleone здесь.