Думаю, у многих при воспоминании о Португалии одна из первых ассоциаций - это плитка азулежу. Ей тут украшено всё - от стен домов до набережных, квартир внутри и смотровых площадок, вокзалов, причалов - всё-всё!
Но почему именно Португалия в такой красоте?
Попытаемся разобраться.
Но вначале кратко про название. Почему "азулежу"?
Изначально слово zuleija в значении «маленький полированный камушек» пришло в португальский язык из арабского. Затем арабы принесли с собой глазурованный кафель зуляйдж в Испанию, где он стал называться «асулехос», а оттуда - в Португалию, где это слово и стало произноситься как «азулежу».
Изначально керамическая плитка использовалась для облицовки стен на Востоке - и в 14 веке мавры завезли эту традицию на Пиренейский полуостров. Стали развиваться местные фабрики и в 15 веке из испанской Севильи плитка попадает в Португалию.
На протяжении 17 века именно церковь была основным заказчиком изразцов с повторяющимся рисунком: это было очень эффективное решение с декоративной точки зрения, так как изразцы зачастую покрывали все стены церковного интерьера, как ковер. Помимо узорчатых изразцов, церковь заказывала небольшие панно с изображениями - обычно на религиозные темы. такие "картины" обычно вписывались в стены, покрытые изразцами.
На тот момент в 17 века португальская узорная плитка не имела аналогов во всей Европе.
Постепенный импорт всего из Голландии в 18 веке привел к тому, что вместо привычного многоцветья художники Португалии стали использовать исключительно контраст между белым цветом и кобальтовой синью. В качестве сюжетов стали использовать жанровые композиции (а голландцы, в свою очередь, были вдохновлены пришедшим в Европу по морскому пути китайским бело-синим фарфором)
Португальская знать стала с огромным энтузиазмом делать заказы на панно новых модных цветов. Производство азулежу приобрело массовый характер и внутренние стены многих домов, монастырей, дворцов стали покрываться керамической плиткой.
В период восстановления Лиссабона после землетрясения производство плитки выходит на новый уровень: она была не только очень красивой с точки зрения эстетики, но и дешевая как материал для оформления фасадов
Спрос на азулежу сильно вырос ещё и из-за традиции местных выкладывать изображения над входом в дом для защиты жилища от новых природных катаклизмов.
Изготовление азулежу приобрело промышленные масштабы и теперь как минимум в Порту и Лиссабоне сложно найти дом, где бы не было этой красоты.