Найти тему
Тульский студент

Устный экзамен: что это такое и как его сдать

Устный экзамен: что это такое и как его сдать

Устный экзамен в студенческой среде вызывает разнообразные отзывы и впечатления. Некоторые студенты испытывают глубокую тревогу перед ним, даже будучи хорошо подготовленными, тогда как другие проявляют уверенность и легко устанавливают контакт с преподавателем, даже имея ограниченные знания, и в результате получают высокие оценки. В чем заключается тайна такого различия?

Формат устного экзамена

Устный экзамен представляет собой опрос студентов по заранее известным вопросам. Обычно экзамены проводятся группами, в аудиторию приглашается 5-7 человек. Каждый студент тянет билет и готовит краткий ответ на него, записывая нужные подсказки на черновике (их не проверяют) – на подготовку дается 20-30 минут. Первым на собеседование с преподавателем отправляется тот, кто быстрее всех подготовился, таким образом, образуется группа из 5-7 студентов. Диалог с преподавателем позволяет выявить глубину знания материала. Преподаватель обычно задает уточняющие вопросы и делает замечания, по реакции студента можно понять, списал ли он ответ, просто тараторит заученный текст или же действительно понимает предмет и лишь упустил некоторые детали.

Когда студент пытается ответить на вопросы, даже если он немного теряется вначале, экзаменатор часто задает уточняющие вопросы. Это не следует воспринимать как попытку "утопить" студента. Скорее всего, преподаватель старается помочь, видя перед собой активного и сообразительного собеседника. Для преподавателя экзамен – рутинная обязанность, которая может вызывать нервозность из-за большого числа студентов, которые не стремятся учиться, а просто хотят получить оценку.

Преподавателям приятнее работать с теми, кто хорошо ориентируется в материале, но возможно, что-то недопонимает. Когда студент сам задает уточняющие вопросы, это может привести к более интересной и продуктивной беседе. Преподаватели будут рады проявлению интереса к предмету и с удовольствием разъяснят все детали – ведь "беседа профессионалов" намного интереснее простого запоминания знаний без понимания.

Однако, если студент молчит и не пытается вытянуть правильный ответ, профессору остается только поставить неуд и как можно скорее избавиться от такого скучного собеседника. Важно понимать, что это лишь поверхностные моменты устного экзамена. Чтобы успешно сдать экзамен, нужно тщательно подготовиться ко всем его аспектам.

Как получить хорошую оценку?

Поговорка гласит, что экзамен, особенно устный, зависит на 40% от знаний, на 30% от удачи и на 30% от актерского мастерства.

Подготовка

Для успешной сдачи устного экзамена стоит усвоить первое правило: не нужно зубрить конспект, лучше его освоить. Зубрежка часто приводит к плохим оценкам на экзаменах. Такие "зубрилки" могут механически пересказать сложные формулировки из учебников, но когда преподаватель задает осмысленные вопросы, они теряются и не могут ответить. К тому же информация, выученная наизусть, часто не сохраняется в долговременной памяти, и к моменту экзамена студенты забывают многие детали.

Заметка для студентов! Сохраните, чтобы запомнить

Если вам потребовалась помощь в выполнении каких-либо учебных заданий, обратитесь за помощью к специалистам https://tula-diplom.ru/, . Здесь выполняют все виды студенческих работ на заказ. На выполненные работы предоставляется гарантия. Напишите в чат, на почту или в мессенджер, чтобы узнать стоимость выполнения своей работы или задать другие вопросы.

Чтобы успешно сдать устный экзамен, стоит следовать нескольким приемам:

  1. Начинайте подготовку заранее, чтобы дать времени вашей памяти закрепить полученные знания.
  2. Разбейте материал на небольшие порции и учите его дозированно, не перегружая мозг сразу всей информацией.
  3. Используйте метод припоминания, чтобы освежить в памяти уже изученное. Прикройте конспект и попробуйте вспомнить, о чем шла речь.
  4. Постарайтесь упростить предмет и объяснить его, как будто вы рассказываете пятилетнему ребенку.
  5. Практикуйтесь в устных ответах перед зеркалом или экзаменуйте друг друга, чтобы выработать тактику поведения перед экзаменатором.
  6. Пишите шпаргалки – это поможет улучшить запоминание материала, даже если не собираетесь списывать.
  7. Если узнали о устном экзамене недавно, прочитайте весь конспект и выделите главное, но не делайте это ночью, лучше высыпайтесь и вспомните на свежую голову, что отвечать на экзамене.

Настрой

Устный экзамен может вызывать некоторый стресс, но если вы хорошо подготовились, организовали факты, цифры, формулы и классификации, то пришло время успокоить нервы и отогнать тревогу. Важно иметь хорошее и оптимистичное настроение, чтобы уверенно и правильно вести диалог с экзаменатором и найти с ним общий язык. Станьте перед зеркалом, улыбнитесь, расправьте плечи и вдохните спокойствие - вы готовились достаточно тщательно.

-2

Приглушенная музыка или мотивирующие мелодии могут помочь снять напряжение. Не забудьте позавтракать перед экзаменом, потому что голод не способствует продуктивной интеллектуальной беседе. Съешьте легкий, но питательный завтрак, содержащий белок. Орехи и шоколад также могут стимулировать ваш мозг. Однако стоит избегать алкоголя перед экзаменом, так как он может негативно повлиять на память. Вместо этого можно выпить чашку кофе, чтобы оставаться бодрым и сосредоточенным.

Внешний вид

Комфортная одежда может помочь справиться со стрессом. Не обязательно выбирать абсолютно новую одежду, чтобы избежать неприятных ощущений на экзамене. Лучше прийти в привычной одежде. Однако стоит помнить, что первое впечатление играет важную роль, и профессоры, как и все люди, делают свои оценки на основе первого впечатления.

Следующие проверенные хитрости помогут: чтобы казаться более умным, оденьтесь в стиле рафинированного ботаника. Тщательно уложите волосы, наденьте элегантную рубашку и одолжите очки без диоптрий. Вас будут воспринимать как более компетентного и это может смягчить экзаменатора, возможно, даже простит некоторые неточности в ответах или задаст менее сложные вопросы.

Считается, что яркий макияж не способствует благосклонности экзаменатора, особенно если преподаватель мужчина. Вместо этого, лучше избегать яркой одежды и избытка драгоценных украшений, так как это может вызвать раздражение. Однако необычные аксессуары из бисера, используемые с умом, могут вызвать интерес у преподавателя, независимо от его пола.

Все готово? Тогда отправляйтесь в alma mater. При этом не забудьте заглянуть за окно, чтобы узнать погоду. Ясное солнечное небо может сулить успех на экзамене, а дождь и гроза – неожиданное везение.

Экзамен

Для уменьшения волнения и ознакомления с обстановкой приходите к аудитории немного раньше. Определение оптимального времени для входа на экзамен имеет свои нюансы. Хотя считается, что сильные студенты идут первыми, быть первопроходцем не всегда выгодно. Это может лишить вас возможности прочувствовать настроение экзаменатора, узнать его вопросы и отношение к списывающим. Одновременно не стоит долго затягивать время перед дверью, так как могут закончиться "пятерки" - так называемый студенческий парадокс.

Наилучшие шансы на хорошую сдачу устного экзамена у тех, кто подходит к золотой середине или отвечает последним из топовых студентов. В случае если у вас имеются пробелы в знаниях, лучше идти отвечать в конце. Утомленный преподаватель, возможно, не будет ждать долгих рассуждений, и вы получите тройку без лишнего напряжения.

Чтобы не мучиться от долгого ожидания под дверью, используйте время, чтобы повторить билеты, на которые не хватило времени. Когда вы войдете в аудиторию, поздоровайтесь с преподавателем, слегка улыбнитесь и смело возьмите первый подходящий билет. Посадитесь за стол и дайте себе минутку, чтобы утихло волнение. Затем внимательно прочитайте вопросы и начните письменно отвечать на тот, который знаете лучше всего. Это поможет вам окончательно успокоиться и выиграть время для вспоминания остальных ответов.

-3

Важно записать все свои мысли по указанным вопросам или сделать краткие ключевые пометки о главных понятиях, датах, определениях или именах, а также нарисовать графики, которые могут пригодиться при устном ответе.

Если что-то неизвестно, не отчаивайтесь, возможно, вам вспомнятся дополнительные знания из смежных дисциплин. Слушайте, какие вопросы задает преподаватель другим студентам и какие ответы они дают. Анализируйте услышанную информацию и делайте свои выводы, даже если они не всегда совершенны. Это позволит преподавателю оценить вас как студента, который думает.

К моменту, когда все мысли будут записаны на бумаге, ваша уверенность должна быть полной. Если вы все равно чувствуете себя неуверенно, выберите правильный момент для подхода к преподавателю. Не идите за отличниками, после них трудно удивить преподавателя. Пропустите вперед троечника, чтобы выделиться на его фоне. Задумайтесь: "Я все знаю" и отправляйтесь к профессору на экзамен.

Как следует общаться с преподавателем?

Когда вы оказываетесь наедине с экзаменатором, старайтесь не нервничать и проявлять уверенность. Садитесь ровно, не скрещивайте руки и ноги, а лучше немного наклонитесь вперед к преподавателю или повторите его позу. Смотрите чуть выше уровня его глаз, не фиксируя прямой взгляд, и время от времени отводите глаза в сторону. Не стоит задавать вопросы вроде "можно я начну со второго вопроса?", просто начинайте с ответа, в котором чувствуете уверенность. Не трогайте воротник одежды, не мните лист с письменным ответом и не играйте ручкой - все это может вызывать впечатление неуверенности и повлиять на оценку.

Также избегайте чересчур самоуверенного поведения. Вспомните, что преподаватель официально умнее вас, особенно если он является доктором наук. Не вступайте с ним в споры, лучше соглашайтесь с его мнением и прикидывайтесь, будто именно это вы хотели сказать. Если что-то забыли или переживаете, преподаватель вас не осудит, а может даже оценить вашу искренность и дать дополнительные баллы.

-4

При начале ответа говорите тихо и четко. Плохая дикция может снизить оценку, так как преподаватель может не понять вас. Важные моменты подчеркивайте интонацией. Используйте жестикуляцию в меру - это покажет ваш интерес к обсуждаемой теме. Сделайте паузы, задайте риторические вопросы и сами на них ответьте. Старайтесь держать в голове логическую последовательность ответа. При получении дополнительных вопросов говорите быстро, много и красиво, пытаясь оставаться в рамках темы. Избегайте длинных пауз, чтобы не привлекать новых вопросов. Студенты старших курсов часто советуют не выкладывать все свои знания по билету сразу: хотя вы можете подготовить ответ полностью на письменном этапе, устно упускайте пару важных моментов, чтобы преподаватель задавал уточняющие вопросы.

Преподаватель сам заметит, если в вашем ответе что-то упущено, и задаст вам уточняющие вопросы. Если вы уверенно ответите на эти дополнительные вопросы, он будет приятно удивлен вашими знаниями и, возможно, не будет углубляться дальше. Однако, если ваш ответ звучит неуверенно, лучше не применять такие уловки, так как ваше знание темы может показаться недостаточным, и преподаватель не захочет больше уточнять.

Если вам задали вопрос, на который вы не можете с уверенностью ответить, или у вас есть несколько вариантов ответа, лучше медленно назвать один из них и внимательно следить за реакцией преподавателя. Если он покажет сомнение или покачает головой отрицательно, быстро предложите другой вариант, который вы подготовили, вероятно, он окажется верным. Также вы можете попросить преподавателя повторить вопрос и сделать вид, что размышляете над ним. При этом дайте понять, что ответ у вас на языке, но вы не можете его сформулировать. Когда преподаватель подскажет ключевые слова, быстро включите их в свой ответ.

Если вы совсем не можете найти даже примерный ответ, честно признайтесь, что когда готовились, не смогли полностью понять эту тему, и приведите хотя бы обрывки мыслей, которые вы запомнили. Преподаватель с удовольствием разъяснит ситуацию думающему студенту, и вы можете присоединить свои дополнения к его объяснениям, чтобы показать, что вы способны мыслить самостоятельно и понимать материал. Пусть думает, что вы все хватаете на лету.

Конечно, все вышеуказанные подходы действительно эффективны, но они особенно применимы для студентов, которые уже успели зарекомендовать себя как отличные ученики. Однако, чтобы хорошо сдать устный экзамен, важно начать общение с преподавателем задолго до сессии. Опыт студентов показывает, что проявление интереса к предмету – это задавать вопросы на лекциях или в перерывах между ними, выносить собственные идеи на лабораторных, практиках и семинарах, то есть активно и внимательно взаимодействовать с преподавателем в течение всего семестра. Такое усердие несомненно будет вознаграждено на экзамене.