Найти в Дзене

Все требуют цензуру российскому кино? Получите. "Лучший фильм современного якутского кино" "Айта" запрещен к показу.

В сентябре этого года сначала Роскомнадзор направил владельцам российских аудиовизуальных сервисов требование удалить один из самых успешных фильмов регионального характера, якутский фильм "Айта." При бюджете в 4 млн. рублей фильм собрал в прокате в 2023 г. 24 млн. рублей А затем через несколько дней и Министерство культуры РФ отозвало выданное полгода назад прокатное удостоверение. Ранее прокатные удостоверения не выдавались или отзывались в основном у иностранных фильмов за элементы порнографии или искажение советской истории.

К примеру румынский фильм "Неудачный трах или безумное порно" удостоился «Золотого медведя» — высшей награды Берлинского кинофестиваля. Но из-за откровеннейших сцен порнографии, кстати таких провинциально румынских, ему было отказано в прокатном удостоверении, и с художественной точки зрения фильм очень слаб. Но вот кинорежиссер Александр Сокуров осудил, что порнографию не выпустили на широкий экран. По его мнению зритель сам должен решать, что ему смотреть, а не чиновник. Кстати, заступился он и за фильм "Айта". Не увидел ничего из того, что увидели чиновники Роскомнадзора

В "Айте" нет порнографии. С нею другое. Как заявил Роскомнадзор

... в содержании художественного фильма «Айта» деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России. В картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку: положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности.

То есть указывается на то, что одна национальность показана в фильме как убогая и неполноценная по сравнению с другой. А какие национальности могут быть показаны в региональном якутском кино, снятом якутом по национальности, кинорежиссером Степаном Бурнашевым? Естественно, там должны быть якуты. И естественно, якутов никто не будет принижать и наделять негативными чертами. А какая же вторая?

Но сначала о сюжете фильма. Ничего оригинального. Перед нами классический вестерн на якутской национальной почве. Вот сколько уже было этих американских вестернов, когда где-то в глубинке на Диком Западе кто-то изнасиловал белую женщину, и подозрение, совершенно ни чем не подкрепленное, падает на какого-нибудь чернокожего. И толпа белых местных жителей собирается линчевать этого негра, только за то, что он негр. Но на страже закона стоит белый шериф, который укрывает у себя в офисе этого несчастного негра и отказывается выдать его разъярённой толпе. Эти самые, которые хотят убить негра, начинают штурм офиса шерифа, идет перестрелка.

Шериф со своими помощниками отстреливается и между делом проводит следствие. По ходу следствия белая женщина вспоминает, что ее изнасиловал белый, о чем она, выйдя, заявляет нападавшим, что претензий к насильнику не имеет, так как он ней обещал жениться Ну, это же другое дело. Толпа сразу же успокаивается, приносит шерифу извинения за прострелянные стены и ставит ему в салуне выпивку. А негр? Негр перебьётся, пусть скажет спасибо, что живой.

Вот такой сюжет и перенесли на национальную якутскую почву. Где-то в далеком поселке в якутской тайге, шестнадцатилетняя коренная жительница, школьница Айта, кончает жизнь самоубийством. При вскрытии обнаруживается. что она еще и на восьмой неделе беременности. Ее отец, суровый якутский мужчина, охотовед Айаал решает расправиться с подозреваемым.

Он приходит с толпой вооруженных друзей, все якуты, к поселковому отделению полиции и требует выдать подозреваемого в смерти дочери. Все как в американском вестерне - коренное население требует для расправы по понятиям чужака. Вот только вместо негра в этом фильме русский. Прапорщик полиции, помощник дежурного по отделению Афанасий. На все отделение там всего два русских - Афанасий и гаишник.

-2

Афанасия все в поселке зовут Афоня. И фильм тоже, наверное, так и надо было назвать - "Афоня", поскольку он главный герой. Но в отечественном кино уже есть один "Афоня", тоже русский, алкаш и хулиган, сантехник Афанасий Борщов. Поэтому фильм назвали "Айта", хотя никакого участия в событиях она не принимает.

Почему подозрение пало на мента Афоню? А в одежде Айты мать нашла записку:"Афоня, я тебя ненавижу". Тем более, что в ночь, когда Айта повесилась, Афоня на служебной машине привез Айту из полиции домой. Ее задержали вместе с друзьями, которые ночью распивали спиртное в заброшенном доме. Так как Айта была трезва, Афоне дали команду отвезти ее домой. Он и отвез. Все.

Но вот этого хватило, чтобы признать его виновным в смерти Айты. На утро в интернете уже во всю шло обсуждение, что в поселке завелся педофил-полицейский, да еще и русский. Даже дочка следователя полиции Николая, который исполняет обязанности начальника отделения полиции, сразу же за завтраком выносит приговор.

-3
Какой-то мутный тип, а ты еще в гости его приводил. Еще он русский и лицо у него как у маньяка. Откуда он вообще? Вы хоть знаете с кем работаете?

А откуда он вообще? А из деревни в Воронежской области. Познакомился в командировке в Ингушетии с якутами, развелся с женой, бросил ребенка и приехал в Якутию денег заработать и стаж северный. По работе характеризуется отрицательно, имеет дисциплинарные взыскания за халатность и превышение полномочий, работник ни то ни сё. Нехватка кадров, приходится брать кого-попало. А еще ленив, все якуты у него на одно лицо и не любит, когда при нем коллеги говорят по-якутски. Сожительствует с 20-ти летней местной якутянкой, а самому 36 лет. И это тоже подозрительно, что-то у него не так, точно педофил. То есть ничего хорошего из себя этот русский не представляет и жалеть его нечего.

Второй главный герой фильма следователь Николай. Это, типа, местный шериф. Никакой симпатии к русскому он не испытывает. Совершенно уверен в его виновности. Но понимает, что самосуд допустить нельзя. Поэтому без всяких доказательств сажает Афоню в камеру, и по ходу дела всячески срывает на нем свою злость, проще говоря лупит, просто так, для разрядки нервов. Вот не думаю, что американский шериф лупил бы негра.

-4

Самое главное, Николай совершенно не занимается расследованием факта суицида. Ни одного проверочного действия. А чего тут проверять. Других Афонь в поселке нет. А то, что сам Афоня все отрицает, почти плачет от бессилия что-либо доказать, так какая ему вера. У Николая одна задача - быстро отправить Афоню в район, пусть там с ним разбираются. Поселок и так жаждет крови Афони, разгромили его дом, избили его сожительницу. Афоня морально раздавлен, спрашивает Николая, что ему делать. А тот его лупит со всей злости.

-5

А отец Айты собирает с десяток вооруженных друзей и ночью приступил к вооруженному штурму здания полиции, чтобы захватить Афоню. Идет самая настоящая война. Айаал с друзьями стреляют по окнам полиции, полицейские отстреливаются. Тогда нападавшие сжигают служебную полицейскую "Ниву" и трактором пытаются проломить стену здания.

Николай уже в полной прострации, хочет убить Афоню и опять его избивает. Афоня уже готов взять вину на себя вследствие таких незаконных методов дознания.

-6

Но тут единственная здравомыслящая сотрудница полиции, инспектор по делам несовершеннолетних, майор Саргыы, которая еще помнит о презумпции невиновности,

-7

решила ночью, когда уже во всю штурмуют полицию, сделать то, что должна была сделать еще утром - осмотреть комнату и вещи Айты. В итоге в телефоне Айты находят, что у нее был знакомый мальчик из соседнего района с редким именем Афоня. С которым она познакомилась во время каникул, и с которым переписывалась. Значит русский Афоня не при чем. Жена Айаала быстро бежит к штурмующим и в самый последний момент останавливает штурм.

А на утро в кабинете у Николая все так тихо, мирно, по-домашнему. Недоразумение разрешилось, русский Афоня не при чем. Якутского паренька Афоню скоро привезут для беседы. Давайте все забудем и не будем распространяться, что было ночью Все же тут свои. Чего не бывает.

-8

Айаал даже попросил прощения у Афони.

-9

А Афоня сидит как загнанный зверек и оправдывается. Говорит, что многое понял в жизни, что писать заявление на Николая за его побои и превышение власти не будет. Так-то Николаю за такие дела лет пять светит. А уж Айаалу за организацию массовых беспорядков, посягательство на жизнь представителей власти, уничтожение государственного имущества как минимум 15 лет.

-10

Но ведь там все по-домашнему, чего в жизни не бывает. Потерпевшие претензий не имеют. Никаких напрягов у родителей Айты по отношению к якутскому мальчику Афоне похоже нет. Он же свой, не то что этот русский с лицом маньяка. Пошумели малость. И разошлись. Конец фильма.

Какое впечатление оставляет фильм? Про вторичность сюжета мы уже упомянули. Такой вестерн по-якутски. Ничего оригинального. То, что отец погибшей единственной дочери жаждет справедливости, не верит, что полиция своего не выдаст и тот не понесет заслуженного наказания, потому готов устроить самосуд - тут тоже криминала нет, все вполне объяснимо. Также, как и помощь ему со стороны друзей в этом "благородном деле". То, что к чужакам местное население относится без особой симпатии - это естественно. Никакого национализма тут нет, вполне объяснимые бытовые отношения.

Но вот почему-то остается такой неприятный осадочек от фильма? Обязательно надо было сделать негра из вестерна русским? Был бы житель коренной национальности, а в итоге это и оказался якут, то был бы такой бада-бум? Как мы видим по финалу - нет. Отец девочки спокоен и мать спокойна. Никто не точит нож и не заряжает ружье, чтобы убить пацана. А потому, что он свой. Чего не бывает по молодости. Да ведь еще и неизвестно тот ли это Афоня или не тот.

Далее. Вел бы себя так вызывающе преступно следователь Николай к жителю коренной национальности? Ведь он постоянно издевается над своим подчиненным русским Афоней. То по лицу ему записку Айты размажет, то карандашем в лицо швырнет, то постоянно избивает. То ствол ко лбу приставит, пугает. Типа, он такой возмущенный преступлением Афони. А доказательств то нету никаких, вообще. И расследованием никто не занимается.

Но Николай кипит благородным гневом. Ему все должно прощаться. И бездействие и нарушение закона. А стал бы он так себя вести с жителем коренной национальности? Да никогда. Потому что получил бы от семьи местного и его друзей сразу же мощный ответ. Афоня же один, чужак, пришлый, кто за него заступится? Никто. И чтобы как-то оправдать Николая авторы фильма выставляют Афоню никчемным работником и пошлым типом. Чего его жалеть. Он же чужак.

И ведь дело не в том, что Афоня русский. А в том, что никакого наказания за весь этот беспредел никто не понес. Айаал не арестован, говорит вот дочку похороню, тогда давайте, занимайтесь мною. Николай даже не извинияется за свой беспредел перед Афоней. Все шито-крыто, никому ничего не сообщаем, сидим ровно. В итоге получается - нечего тебе русский дурачок Афоня было сюда за длинным рублем и северным стажем тащиться. Сидел бы у себя в воронежской деревне, а тут Якутия, страна другая и коренные чужаков тут не любят. Есть тут национализм? Открытых деклараций не показано, а вот завуалировано - сколько угодно.

Вот, если бы в Воронежской области был снят фильм с таким сюжетом - где якута Афоню заподозрили в изнасиловании, русские жители деревни захотели бы его невинного убить, а русский начальник полиции его бы постоянно лупил от всей души - дали бы такому фильму прокатное удостоверение? Да никому бы и в голову не пришло снимать такой сюжет. Сразу же возбудили бы дело за разжигание межнациональной розни.

А по мнению Главы Якутии Айсена Николаева никакого национализма и близко нет нет. А фильм запретили потому, что кому то не понравилось, что он оказался финансово успешным. Собрал неплохую кассу. Недобросовестная конкуренция по отношению к зарождающемуся якутскому региогнальному кинематографу.

И неожиданное продолжение