Да-да, этот специалист — я. И это один из тех затыков, который мешал мне начать вести блог про детей, родителей и воспитание. И вот, спустя 4 месяца ведения этой странички, я наконец-таки получила комментарий:
У тех, кто пишет все это, дети то есть?
Честно говоря, я понимаю скепсис людей, которые так думают, поэтому хочу раскрыть эту тему чуть подробнее. Сначала будет немного аргументов, а потом и личная история.
- Во-первых, часто нам кажется, что наличие детей делает нас специалистами по детско-родительским отношениям. Эх, если бы это было так, психология и педагогика просто бы не появились как сфера деятельности.
- Во-вторых, нам кажется, что если у нас есть дети, мы знаем всё и обо всех других семьях. Но опираясь только собственный опыт, человек попадает в когнитивную ловушку — он как бы старается объяснить мир другого человека со своей колокольни. Психолог и педагог же опираются на научную картину мира, на исследования, на опыт разных семей и т.д.
- В-третьих, думая о том, что психолог и педагог обязаны иметь детей, чтобы быть специалистами, мы лезем в их частную жизнь. Мы не можем знать, по каким причинам у человека нет собственных детей: отсутствие партнёра на данном этапе жизни, неподходящие социальные/финансовые условия, особенности здоровья и т.д.
Это те аргументы, которые пришли мне в первую очередь.
А теперь давайте перейдём к личной истории и тому пути, который я прошла, чтобы называть себя педагогом и психологом.
Шаг первый. Университет
В далёком 2014 году я, как и все одиннадцатиклассники того времени, делала выбор профессионального пути. Каждый по своим причинам.
Одной из моих причин было следующее:
Мне хотелось понимать, а как можно по-другому взаимодействовать с детьми, чтобы и родителям и детям было в кайф.
Как раз в это время у меня родилась младшая сестра, но об этом чуть позже.
Я поступила в университет на педагогическую специальность дважды: на бакалавриат и в магистратуру. Итого 6 лет обучения и два красных диплома.
Училась я страстно и в запой. Мне было интересно всё: лекции, участие в семинарах, форумах, олимпиадах, научная деятельность. Я изучала разные системы образования, влияние детских организаций на развитие и социализацию, влияние стресса на познавательную деятельность, игровые технологии в обучении и воспитании и многое другое.
За время обучения я не раз смогла защитить свои педагогические идеи и взгляды. Да так, что на 4 курсе бакалавриата меня пригласили работать в лицей.
Шаг второй. Опыт работы с детьми
Когда я начала писать эту статью, то решила посчитать: а со сколькими детьми я взаимодействовала в профессиональном плане?
Итого: 86 человек
С 2017 года по настоящий момент я работала с 86 абсолютно разными детьми. Разного возраста, социального статуса, с разными индивидуальными особенностями.
Здравствуй, школа!
Итак, 4 курс университета, мне 21 год. Меня пригласили в лицей без диплома, так как увидели большой потенциал. Стоит ли говорить, что уже тогда я столкнулась с родительским скепсисом: а вы точно можете преподавать, не слишком ли молоды?
У меня было два класса: пятый и шестой. Да, как начинающий педагог, я была не всегда уверена в своих компетенциях, но даже тогда родители учеников, спустя полгода, стали воспринимать меня всерьёз и обращаться за советом.
Какой учитель и без репетиторства?
Несмотря на занятость в лицее, денег эта работа приносила немного. Шок контент, но в 2018 году моя зарплата учителя составляла чуть больше 9 тысяч рублей. Поэтому помимо учёбы в вузе и основной работы, я подрабатывала репетиром.
За несколько лет такой деятельности мне посчастливилось подготовить к ОГЭ и ЕГЭ чудесных ребят и дать им не только знания, но и психологическую поддержку перед сдачей экзаменов.
А как же педагогическая практика в лагере?
Как и любой педагог, я проходила практику в детском лагере. По стечению обстоятельств мне попался лагерь с необычными детьми. В нём были дети из детских домов и дети с особенностями здоровья. Так, под моим шефством были слабослышащие дети и ребята, которые совсем ничего не слышат.
Сказать, что это была трудная практика — ничего не сказать.
Я не по книжкам знаю, что такое по-настоящему травмированный ребёнок, который вырос в детском доме, какие у него проблемы, страхи и т.д. Какие могут быть трудности у детей с особенностями здоровья. И пусть сейчас в мою специализацию не входят эти группы детей, я могу представить, какого это.
А что сейчас по опыту?
Сейчас у меня классное руководство в 1-м классе и творческий проект в 8-м. И в каждом из этих классов я сталкиваюсь с разными трудностями и ищу подходы, учитывающие потребности и особенности ребёнка.
На каждом уроке в первом классе мне нужно удерживать внимание 16 мальчишек и девчонок, которым 6-7 лет. Объяснять сложное простым языком, создавать ситуацию успеха для каждого, давать достаточно внимания, контейнировать сложные эмоции, если что-то не получилось. Я не имею права кричать, манипулировать, применять силу.
На каждом уроке в восьмом классе мне нужно завоёвывать уважение подростков, которым школа не очень-то и интересна в этом возрасте, разжигать интерес, говорить на их языке, слышать их.
У меня есть портфолио на каждого ученика, где я прописываю особенности темперамента, личности, интересы, страхи, сложности и т.д. Всё это я учитываю при общении с детьми и в их обучении.
Местная Мэри Поппинс
Кроме школы я иногда подрабатываю няней. Могу накормить, помыть, поиграть, спать уложить, погулять и т.д. Да, это контакт не 24/7, но всё-таки это взаимодействие с ребёнком в "полевых условиях".
Когда ты няня, ты не можешь сорваться и накричать, даже если уже на пределе. Ты не можешь применить физические наказания. Не можешь нагрубить или сделать что-то такое, что могут позволить себе некоторые родители.
Ты применяешь всё то, чему научился в педагогическом и психологическом вузе. И оооочень много дышишь.
Первая причина — это ты. А вторая — все твои мечты.
Когда мне было почти 18, родилась моя младшая сестра. Я в осознанном возрасте поняла, что такое бессонные ночи, колики, зубы, кризис 1, кризис 3, вот-вот уже на пороге пубертат.
У меня нет розовых очков на тему родительства и детства, я искренне понимаю, что может чувствовать женщина на разных этапах материнства, хоть сама этого и не проходила в роли матери.
Такой вот у меня опыт взаимодействия с детьми в мои почти что 27.
Шаг третий. Обучение на психолога
Уже работая в школе, я поняла, что одних педагогических знаний для взаимодействия с детьми недостаточно. Педагогика помогает обучить ребёнка чему-либо, но не даёт ответов о причинах затруднений.
Тогда я твёрдо решила углубиться в психологию родительства и детства.
Так началась череда всевозможных обучений.
Переподготовка на психолога-консультанта в сфере детско-родительских отношений, курсы по родительству, курсы по эмоциональному интеллекту, курсы по травме.
Каждый день я трачу колоссальное количество времени и сил, чтобы систематизировать теоретическую информацию, а потом проверить её на практике. Читаю родительские чаты и форумы, чтобы понять проблемы и тревоги.
Да, я пока не могу на "своей шкуре" испытать прелести материнства, но назвать себя теоретиком в этой области язык не поворачивается.
В моей картине мира педагог и психолог не обязаны иметь собственных детей, как и врач не обязан переболеть всеми болезнями, которые он лечит.
Но педагог и психолог обязаны напрямую работать с детьми: уметь выдерживать их истерики, работать с возражениями, устанавливать правила, учитывать психологические и возрастные особенности и много чего ещё.
Педагог и психолог обязаны изучать теоретическую базу и исследования, которые показывают причинно-следственные связи и учитывают разнообразие жизненного опыта.
Меня скорее напугает специалист, который имеет своих детей и натягивает свой опыт на опыт других семей. Со словами: мне помогло и вам поможет. В любом случае — это классная тема для обсуждения.
Что думаете? Насколько для вас важно, чтобы у педагога или психолога были свои дети?
Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.
Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com