Много ли вы видели бабочек с маленькими крылышками и роскошными хвостами? А вот жители древней Мексики как-то их увидели и изобразили на керамике, дошедшей до наших дней.
Во вчерашнем видео я показала некоторые картинки по поводу стилизаций и даже начала рассказывать эту историю.
Оговорюсь только.
Если запустить поиск по картинке мексиканского изображения, то обнаружатся ссылки на материалы, согласно которым это всё-таки японская стилизация. Так вот это не потому что географический и исторический разброс — это норма, а потому что "в интернете есть всё, но иногда это "всё" как будто по помойкам собирали". Первоисточник тех статей и изображений к ним "Энциклопедия символов" 1996 года авторства Ганса Бидерманна. У нас она в бумажном виде. Вероятно, при сканировании текста что-то сместилось и в интернет ушло с ошибкой, которую теперь растаскивают по сайтам. Это, конечно, мелочь, но она в принципе характеризует то, как следует работать с информацией и каким источникам доверять.
А вот теперь история моей бабочки...
Проект "Каменная история"
В 2019 году я стала участником рукодельного реалити-шоу "Каменная история". Проводил ее мой любимый интернет-магазин: он приглашал в проект мастеров, рассылал им безвозмездно материалы с условием, что мастер сделает не более двух украшений из этих материалов так, чтобы представить их во всей красе, и при этом будет периодически показывать этапы работы в соцсетях.
Не знаю почему меня пригласили — большинство мастеров того "созыва" были весьма титулованные и признанные бисерные художники, а я — просто хоббист. Подозреваю, что сама нарвалась из-за этих работ:
Эти работы я делала, исходя из материалов коробочек-сюрпризов от этого магазина. Было время, когда они собирали тематические наборы, но не раскрывали их содержимое, и я несколько раз покупала этих "котов в мешке" и очень радовалась тому, что они оказывались породистыми.
Однако перед участием в проекте я откровенно трусила. Не только потому что хоббист, но еще и потому что медленно работаю, долго надо всем думаю и воплощаю только то, о чем мечтала годами и даже десятилетиями. К тому же к задаче "показать во всей красе" я подхожу очень в лоб и не пытаюсь спрятать материалы в привычную манеру работы, а соображаю как же все так разложить чтобы видно было. Часто это идет в ущерб декоративности.
Но если не знаешь что делать — ищи стилизованные изображения чего-либо. Сначала я хотела взяться за пейсли (он же индийский огурец):
Но потом я вспомнила про ту самую древне-мексиканскую бабочку, потому что она очень нравилась маме. И тогда я решила, что повторю эту стилизацию в действительно хороших материалах и подарю ей.
Материалы для бабочки
О материалах я рассказывала ранее, когда писала про колье-трибьют Фредди:
Сейчас довольно странно осознавать, что колье могло и не быть. Я так радовалась идее изображения стилизованной бабочки, что была настроена впихнуть все материалы в одну работу. И я бы это сделала, но один из спектролитов выбивался из зеленоватой гаммы трех других, поэтому набор материалов все-таки разошелся на две работы.
Чтобы не повторять состав коробочки, который можно посмотреть в записи выше, я покажу фрагменты бабочки:
Ход вышивки кулоно-броши
Ни в первый, ни во второй раз я не пыталась повторить древне мексиканскую бабочку в точности. Пропорции сохранены весьма приблизительно, потому что оба раза я делала так, как удобнее с точки зрения раскладки материалов.
Самый длительный этап: обшивка камней. И не потому что это сложно, а потому что спектролиты!
Представьте себе, что у вас в руках артефакт с северным сиянием внутри. При этом вы дома, в тепле, а в руках у вас верные ножницы и игла в форме спирали от прилагаемых усилий. Никакого холода, полярных ночей, а только волшебство, которое можно рассмотреть и так и эдак.
Вот такие эти спектролиты.
Зеленые, бирюзовые, золотые всполохи появляются в зависимости от освещения. А чуть изменил угол наклона — проявляются и чудеса фактуры внутри камней: где-то вспыхнет розовой искрой внутри, где-то пустит рябь серебристых чешуек по поверхности.
Дивные камни — мне очень повезло!
Дальше дело пошло быстрее. Точнее быстрее оно пошло после того как нарезала канители в работу — по линейке, чтобы кусочки были одинаковыми.
Когда импровизируешь хотя бы с материалами сам не успеваешь отслеживать прогресс, так все идет:
Послесловие
Работу положено как-то назвать. Она далека от стереотипных бабочек и это неудивительно: цветы и нежные порхающие создания — точно не в моем репертуаре. Если бабочка, то вот такая — монструозная. А поскольку вышивка происходила почти в прямом эфире, многие делились своими ассоциациями в отношении этого персонажа.
Каждому видится свое:
стилизации китайская, японская, тропическая, ацтекская, мексиканская, южноамериканская, мезоамериканская, бразильско-карнавальная,
маска североамериканских индейцев,
павло-посадский платок,
царевна-лягушка из мультика, баба Яга,
что-то необычное с интригующим чубом,
сова,
лицо индийского божества,
нечто 18+,
жизнерадостный дядька, как у Арчимбольдо,
женская фигура в широкой юбке и с поднятыми руками, типа масленичной куколки.
Потому и имя ей "Притворщик".
А продолжилось это шоу работой, которую я уже показывала:
Ну, а бабочка, несмотря на ее монструозность очень полюбилась маме и улетела жить к ней — пригреваться на груди, так сказать.