Найти тему
RUPOSTERS.RU

Невероятные приключения иностранцев в России

Никогда не задумывались почему в совете директоров государственных компаний так много иностранцев? На первый взгляд выглядит странно. И вправду, а почему совет директоров Роснефти более 5 лет возглавлял Герхард Шредер, по правую руку от которого сидел британец Бернард Луни а по левую Маттиас Варниг (который, кстати также входил в совет директоров Транснефти и ВТБ). Газпром, Сбербанк, Русал, Норникель, Аэрофлот… Да даже в «Делимобиле» работал экс-премьер Италии Маттео Ренци – просто какое-то засилье иностранцев! Означает ли это, что зловещие силы из-за рубежа контролируют важнейшие стратегические отрасли в России – от авиации до энергетики? Конечно же нет, это утверждение – матерый конспирологический бред. И сейчас мы объясним почему.

Для начала немного статистики. 14% всех членов советов директоров в России – иностранцы. До начала СВО эта доля достигала 30%. Преимущественно это граждане Великобритании, США, Германии.

«Зачем нужны все эти люди и чем они занимаются? Неужели у нас своих директоров не хватает? Да любой русский Иван с радостью вошел бы в состав СД Роснефти!» Увы, такие мнения встретить сплошь и рядом, ими охотно делятся в соцмедиа национал-леваки, которые не то что гигантской компанией, а даже ларьком с шаурмой не управляли.

Нет, мы не умаляем заслуг российского менеджмента – он классный! В конце концов и в зарубежных советах директоров есть наши специалисты – Юрий Мильнер, Вячеслав Миронов, Дмитрий Рыболовлев. До недавнего времени футбольный мир боготворил директора Марину Грановскую, а болельщики Челси до сих пор мечтают вернуть ее обратно – политический идиотизм работает в обе стороны. Как им не обойтись без нас, так и нам не обойтись без них.

Возьмем для примера ту же Роснефть. Ни у кого же нет сомнений, что ею управляет Игорь Сечин? Чем же тогда занимался Шредер? Свадебный генерал? И да и нет. Все очень просто. Основной рынок сбыта Роснефти – это Германия, а кто лучше экс-канцлера справится с тем, чтобы организовать сделки, выстроить логистические цепочки, да и просто сказать немецкому бизнесу – смотрите, эти ребята классные, я давно у них работаю, берите нефть у них! Но функционал зарубежных директоров не ограничивается исключительно политикой. Это также профессиональный, технологический опыт. Например, француз Ив Тибо Де Сильги долгое время входивший в состав СД ВТБ был одним из тех кто отвечал за введение Евро в ЕС. Надо ли говорить, насколько это выдающийся финансовый консультант? Помимо российского банка он также входил в менеджмент Autoroutes du Sud de la France, бельгийского химконцерна Solvay, Vinci и даже компании выпускающей Louis Vuitton. Блестящая выпускница Гарварда Натали Брагински Мунье из Сбера долгое время входила в комитет по аудиту и комитет по стратегическому планированию. Это позволяло банку быть конкурентоспособным на мировой арене.

В отличие от правления, совет директоров – это реально совет, который не может принимать никаких решений – только рекомендовать их. Иными словами, все это – про качество управления, связи и в итоге общую эффективность. А общая эффективность – это инвестиции, это конкуренция и развитие, это зарплаты и налоги, в конце концов. И именно навыки, умения и опыт таких директоров позволял нашим компаниям быть конкурентоспособными, а нашим Иванам – радоваться, что мы урвали у пиндосов, европейцев и другой нечисти долю рынка, которая пойдет на развитие России. Гордиться баннерами Газпрома на матчах Лиги Чемпионов в конце концов. Приобрели мы или потеряли, лишившись специалистов такого уровня? Ответ очевиден. Для всех, кроме необразованных неучей, призывающих всех выгнать, а затем все отобрать и поделить. Слава богу, таких меньшинство – на РОИ инициатива запрета иностранного участия в СД набрала немногим более пары тысяч голосов – примерно столько же сколько инициатива обязательного использования наушников на учебных стрельбах.

Из-за санкционного мракобесия российские компании вынуждены скрывать составы СД, чтобы не навредить их иностранным членам. Так при попытке нагуглить СД на сайте Еврохима выдается «ошибка 404», у «Северстали» и «Сибура» - «раздел в разработке», раздел пуст на сайте «Евраза». Но есть и волевые победы, например у Новатэка и Эн+, которые не только сумели сохранить иностранных директоров, но и не прячут их от всевидящего ока большого санкционного брата. И хотя тот же Эн+ постоянно за это подвергается нападкам полубезумных левых якобы патриотов, хочется верить, что позиция компании останется такой же стойкой. Рано или поздно западные политики наиграются во всемогущих демиургов и все пойдет своим чередом. Очень хочется, чтобы к этому моменту наша энергетика и алюминиевая промышленность оставалась лидирующей и продвинутой.

Сергей Найденов, профессор экономики