Настольная ролевая игра — вид ролевой игры, в которой участники устно описывают действия своих персонажей, опираясь на их особенности, и в котором успех действий зависит от игровой системы. Первой коммерческой настольной ролевой игрой была вышедшая в 1974 году «Dungeons and Dragons» компании TSR, Inc (c) Wikipedia
НРИ - это приключение, которое создают игроки и мастер подземелий.
Мастер - описывает мир, конкретную ситуацию вокруг и все реакции мира на действия героев.
Игрок - один из главных героев приключения. Он решает, что будет делать герой, как он себя поведет, как будет себя чувствовать и что сделает следующим шагом в достижении цели.
Как это происходит?
В процессе игры игроки и мастер сидят вместе за одним столом. У мастера есть приключение по которому он ведет игроков. Поэтому он часто обладает ширмой за которой спрятаны материалы приключения, чтобы игроки не увидели лишней информации. У каждого игрока есть лист персонажа, в котором заданы характеристики и описание его героя. Характеристики нужны, чтобы выяснить получились те или иные действия героя. А описание помогает в понимании отыгрываемой игроком роли. И мастер и игрок в процессе используют набор костей для совершения проверок - получилось ли выполнить заявленное действие или нет.
Мастер задает стартовую ситуацию. Классический прием из НРИ в мирах фэнтези: вы группа приключенцев, которые зарабатывают на жизнь тем, что выполняют поручения организаций или местных жителей за вознаграждение, находитесь в таверне, отдыхая от предыдущего дела перед новым. Обычно в группе от 3 до 6 игроков, у которых под управлением соответствующее число героев. Проще всего в первые игры примерять на себя роль воина, т.к. это довольно понятная любому человеку профессия из книг и истории.
Мастер детализирует ситуацию: "Двери таверны распахнулись и вы видите на пороге промокшего до нитки старика в лохмотьях. Он окидывает помещение взглядом будто кого-то ищет, его взгляд приковывается к вашему столу и медленной неуверенной походкой старик движется в вашем направлении. Ещё не доходя до стола он начинает говорить:
— Правильно ли я разгадал в вас приключенцев? Мне нужна помощь отважных парней и смогу щедро заплатить."
Так может начаться диалог, после прямой речи персонажа Мастера, вы можете ответить прямой речью от лица вашего героя. В случае, если смущаетесь говорить от первого лица, можно прибегать к разговору от третьего лица и описывать действия: Мой персонаж окидывает взглядом старика, видит его поношенную одежду, фыркает и говорит о сомнении в платежеспособности такого оборванца.
Мастер подстраивается под вашу реакцию и отвечает от лица своего персонажа. Так завязываются и раскрываются игровые ситуации.
Некоторые ситуации могут потребовать совершить проверку. Например, вы заявляете, что поднимаете бревно с дороги, чтобы освободить проезд по лесной дороге для своей телеги. В таких случаях мастер может потребовать проверку силы, чтобы узнать получилось ли у вас это сделать или нет. А всю остальную компанию может попросить проверить Внимание, чтобы узнать, заметил ли кто-нибудь засаду в кустах. Как именно совершается проверка зависит от свода правил по которым вы играете.
Самые щедрые на проверки ситуации - боевые. Вступив в бой вы буквально меряетесь силами с соперниками. Для выяснения, кто же окажется сильнее или хитрее в НРИ время искусственно замедляется и игра ведется пошагово. Бой чаще всего делится на раунды, а в каждом раунде все участники боя ходят по очереди. Один раунд равен примерно 3-6 секундам реального времени. В правилах игры довольно четко описываются правила участия в бою и возможности персонажа. Если вы атакуете вам нужно выяснить, получается ли это сделать у вашего персонажа против встречного параметра или проверки соперника.
Игра может происходить и онлайн. Смысл и правила не меняются, но используются другие средства. У игры онлайн есть свои преимущества и недостатки. В плюсы можно включить интерактивные листы персонажа, игровой стол, автоматизированная проверка навыков. Мастеру значительно проще подготовить соответствующую атмосферу через выводимые изображения пейзажей и персонажей, фоновую музыку, размеченную карту местности. Игроки лишаются удовольствия бросать настоящие игровые кости, но все проверки совершают в два клика сразу с обозначенным результатом. Главный минус - это урезанное живое общение. Даже при игре с камерами, эмоции друг друга считываются уже не так легко, участвовать нескольким людям уже сложнее из-за возможного отставания в связи.
Жанры, системы, сеттинги
Жанр работает также как с книгами и фильмами. Вы можете поиграть в НРИ разных жанров, будь то ужасы, приключения, социальная драма или боевик.
Популярные жанры:
- Фэнтези
- Фантастика
- Альтернативная история
- Современность
- Пальп-боевик
- Ужасы
- Детектив
- Драма
- Исследование
Система - это свод игровых правил по которым вы будете играть. Они бывают и довольно простыми, описывающие общие правила и невероятно подробными, учитывающие мельчайшие детали взаимодействия с игровым миром. Система может использоваться в разных жанрах и сеттингах, но как правило есть что-то наиболее подходящее для неё.
Разные системы:
- D&D 5.0
- D&D 4.0
- D&D 3.5
- OSR
- DCC RPG
- Pathfinder 1/2
- Starfinder
- Клинки во Тьме
- Дневник Авантюриста
- Запретные Земли
- Мутанты: Точка Отсчёта
- WoD: Вампиры
- WoD: Иные Линейки
- GURPS
- Ведьмак RPG
- Dungeon World
- Apocalypse World
- PbtA-игры
- Warhammer Fantasy RolePlay (FRPG)
- Warhammer 40k: Dark Heresy
- Warhammer 40k: Иные Линейки
- Shadowrun
- Traveller
- Call of Cthulhu
- Fallout PnP
- Cyberpunk2020
- Star Wars Saga Edition
- GUMSHOE (СЫЩИК)
- Fate Core
- Неизвестные армии
Сеттинг - это игровой мир со своей историей и текущими событиями. Сеттинги бывают тоже довольно подробно проработанные и очень общие. Подробный может включать в себя историю мира с формированием земель, территорий государств, всеми конфликтами, описание народов, их культур, городов и текущих событий во всех уголках мира. С таким сеттингом мастеру будет легче фокусироваться на сюжетной ветке, которая ждет игровых персонажей. Общий и краткий сеттинг задает базовые условия мира и больше всего оставляет на воображение мастера. Новичку следует подумать в каком мире он хотел бы оказаться и провести своё первое приключение. Можно основываться на опыте книг и фильмов, а сеттинг с похожим миром подобрать с мастером, группой или исходя из описания мира.
Как начать играть?
Шаг 0 - One shot
Для того, чтобы понять, что такое НРИ нет ничего лучше, чем попробовать сыграть. Но когда мы находимся ещё в нерешительности, лучше не пытаться играть в длительную кампанию на 20 встреч. Для этого подойдет игра на один день.
Ваншот - это практика игры законченного сюжета (модуля) в одну сессию, а также сами модули, предназначенные для подобных игр.
В ваншоте для простоты и скорости используют прегены. Прегены - предварительно сгенерированные персонажи.
У блиц-модулей есть преимущества (в короткой игре можно задействовать большое число заготовок и заранее продуманных красивых моментов, не опасаясь, что игра уйдёт далеко в сторону от начального положения) и недостатки (необходимы усилия, чтобы игроки сразу «включились» в персонажей; желательно чувство темпа и контроль за временем, чтобы сюжет успел пройти все стадии и не оказался скомкан).
Если мастер утверждает, что он проводит ваншот, но не укладывается в одну сессию - это красный флаг, как в отношениях. У него либо плохо с планированием, либо с изложением информации, если он сразу подразумевал несколько встреч. Если вам понравилось - продолжайте, если нет - бегите. Очень важно найти именно ту компанию людей с которыми будет комфортно играть и где вы будете понимать друг друга.
Шаг 1 В каком мире хотите оказаться?
Попробуйте представить в каком мире хотелось бы пройти приключение и в каком жанре. Базовые рекомендации по выбору, которые можно использовать, но не стоит ими ограничиваться:
- Фэнтези -> D&D, Pathfinder
- Фантастика -> Savage Worlds
- Мистический вестерн -> Savage Worlds: Deadlands
- Научная фантастика -> Starfinder
- Киберпанк -> Shadowrun
- Постапокалипсис -> Мутанты, Fallout
- Мистическая современность -> Неизвестные армии
Шаг 2 С кем хочется играть?
Играть можно с друзьями и незнакомцами. Здесь можно выбирать по вашему усмотрению.
Если вы чувствуете себя менее скованно в компании знакомых людей с которыми хотите подурачиться и здорово провести время, тогда выбор в пользу друзей. Но друзей придется убедить поиграть - продать им идею самой игры. И сложнее собраться, т.к. у вас ограниченное количество людей со своими планами.
Если наоборот вам комфортнее будет вживаться в роль с людьми, которых вы не знаете, то стоит присмотреться к этому варианту. Вы их потом не встретите на работе, не придете к ним в гости и любая неловкость, которую испытаете не станет предметом разговоров. Конечно, любой незнакомец может превратиться в друга, но до этого момента любой словленный кринж останется только в игровой партии. И начать играть с незнакомыми людьми куда проще, вы не ограничены своим кругом общения и партия соберется куда быстрее.
Шаг 3 Поиск
Есть много вариантов поиска игр, напишу про популярные в СНГ с большой аудиторией. Открывайте ссылки, смотрите доступные игры и мастеров, выбирайте близкие вам по духу игры и договаривайтесь об игре.
Шаг 4 Начало
После того, как вы договорились о какой-то игре, вас познакомят с правилами, сеттингом и попросят создать персонажа. Как правило, мастера проводят встречу на которой рассказывают базовую информацию о предстоящей игре, стараются понять ваш опыт, предпочтения и ожидания от игры. Эту встречу называют нулевой сессией. Наличие нулевой сессии - отличный показатель профессионализма мастера к которому вы попали. Некоторые могут попросить вас самостоятельно изучить материалы и создать персонажа, некоторые могут очень много всего рассказать и помочь в создании героя. Оба подхода хороши и зависят от вас, вашей мотивации к чтению и игре и наличие свободного времени у мастера. Если человек вам не помогает, не спешите обижаться, возможно ему тоже важно видеть вашу мотивацию и вклад в игру.
Шаг 5 Играем!
Кажется, вы готовы получить свой первый опыт игры в НРИ.
Все советы по самой игре оставим уже для мастера.
Дополнительный контент
Если ещё немного не хватает информации для принятия решения. То я оставлю немного ссылок на контент с НРИ и, конечно мемов.
Записи игр:
- Critical role (eng)
- Подземелья Чикен Карри (продакшн + треш)
- Игры с орком-подкастером (треш)
- Грядут приключения (продакшн)
Каналы о НРИ:
- DnD Shorts (eng)
- Deerstalker Pictures (roll 1 for all) (eng + rus sub)
- Viva La Dirt League (Epic NPC) (eng)
TV
- Легенда о Vox Machina
- Подземелья и драконы: Честь среди воров
- Футурама: Игра Бендера