Леонид Гайдай по-праву считается корифеем советской кинокомедии. Мастер создал 32 кинокартины. Всенародная любовь и количество цитат ушедших гулять по "Необъятной" - истинная мера признания автора. В 1971 году, когда за плечами Леонида Иовича остался и фронт с демобилизацией по ранению, школа-студия при Иркутском драмтеатре, ВГИК и первая слава комедиографа, в 1970 режиссер взялся за давнюю творческую задумку - экранизировать роман "12 стульев" И.Ильфа и Е.Петрова.
Экранизации
Одноименный фильм не дословный цитатник произведения. Спустя 5 лет на экраны выйдет многосерийный фильм Марка Захарова. За счет большего хронометража и большей "театральности" это киновоплощение ближе к тексту оригинального романа.
Споры между любителями экранизаций разных лет и режиссеров ведутся до сих пор, а это значит, что дело сатириков Ильфа и Петрова живет! Дежурный предпочитает оставаться над схваткой, в меру отдавая должное всем творцам и даже "творцам", благо каждый видит в произведении свое. Сюжет напоминать смысла не имеет, но если Вы, по недоразумению, еще не знакомы ни с книгой и не с одним из фильмов, то Дежурный Вам завидует, потому что первое впечатление дается только раз, идите и ПРИОБЩАЙТЕСЬ НЕМЕДЛЕННО, ТОВАРИЩИ!
Униформистика
А Дежурного, как в прочем и всегда, занимает униформистика. Униформу замечательно видно в эпизоде, когда Остап Бендер развернул торговлю билетами наа посещение Провала в Пятигорске, достопримечательность, по недоразумению, до этого была бесплатной!
"Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было.
Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом: -- Членам профсоюза -- десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек. Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.
-- С целью капитального ремонта Провала, -- дерзко ответил Остап, -- чтоб не слишком провалился."
Действие разворачивается в 1927 году, когда действовали правила ношения формы 1926 года, с поправками 27. В тот период милиция делилась на республиканскую и милицию автономных областей, оговоримся сразу, что в тексте Ильфа и Петрова милиционеры обозначены как "харьковские", но в фильме топографическая привязка отсутствует, поэтому киношные сотрудники могут прибыть на экскурсию откуда угодно.
Основное различие между формой - в цветах. Черная форма с желтым кантом на повседневных гимнастерках и шинелях и фуражки с красными околышами. Для автономных областей для милиции вводились петлицы, околыши фуражек и зимний головной убор синего цвета.
В 1926 снова изменили петличные знаки, в очередной раз поменяли нагрудный знак и эмблему на головном уборе. А год спустя были приняты дополнения. Последние, например, значительно упростили существовавшие на тот момент сочетания фигур на петлицах, которые запомнить было сложно, а соответственно сложно было соблюдать и внутреннюю субординацию. По милиции установили металлические ромбы и квадраты, покрытые красной эмалью с желтыми и зелеными краями, для угрозыска "геометрию" покрывали синей эмалью.
Во что одеты стражи порядка в фильме?
Однако, милиционеры в фильме одеты не в такую форму, а в интересный микс из униформы разных лет. Сотрудники в фильме одеты в белые летние гимнастерки из хлопчатобумажной ткани с двумя нагрудными карманами, похожие на гимнастерки обр.1925 (в 1928 для летних вариантов введут цвет хаки) с утратившими свою стреловидную форму петлицами с краповым полем и кантом цвет которого трудно определим из-за качества съемки.
На головах сотрудников надеты шлемы, изображающие, милицейские, сделанные по красноармейскому образцу, с двумя козырьками и подбородным ремешком в том же цвете, "во лбу горит" красноармейская звезда с гербом. Проблема в том, что, во-первых, согласно нормативной документации, она должна быть СИНЕГО цвета, во-вторых, в РКМ такие появятся только в 1931 году, следовательно это тоже анахронизм. На ногах сотрудников надеты темно-синие галифе (пришельцы из 1928 года) и сапоги.
В качестве снаряжения у главного "экскурсанта" с двумя "кубарями" на петлицах единое снаряжение начсостава обр.1932 года с портупеей и двухшпеньковым поясным ремнем, у остальных только двухшпеньковый ремень, который сотрудникам с "чистыми" петлицами положен не был.
Стоит отметить, что не надо забывать, что фильм не исторический, а комедийный, следовательно, подобный собирательный образ допустим и тем более простителен такому мастодонту отечественного кинематографа как Леонид Иович Гайдай.
А на сегодня все!
Искренне Ваш,
Дежурный